Выпуск № 23 (49) 2020

Джантиева А.В., Хабибуллина В.Н. Семейный клуб «7-я»

Цели:
1. Повышение качества образования детей дошкольного возраста через гармонизацию детско-родительских отношений в семье.
2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников ДОУ.
3. Повышение психолого-педагоги-ческих условий для развития социально-культурной компетентности родителей в области воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста через клубное движение.
Задачи:
·           Повысить педагогическую культуру и компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
·           Формировать и пропагандировать положительный опыт семейного воспитания.
·           Сплотить родительский коллектив.
·           Установить доверительные отношения между семьей и ДОУ.
·           Снятие затруднений в детско-родительских отношениях.
·           Пропаганда здорового образа жизни.
·           Помочь современной семье в формировании социально-компетентной личности дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям), активно взаимодействующей с окружающими людьми.
·           Создать в дошкольном учреждении коллектива единомышленников: родителей и педагогов, ориентированных на личный рост ребёнка, - позволяющие успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться к будущим достижениям выпускника ДОУ в школе.
·           Вызвать интерес у родителей к познанию самих себя и детей.
Актуальность
Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
По данным социально-психологических и социально-педагогических исследований тенденции, происходящие в семейных отношениях (отделение молодой семьи от старшего поколения, сокращение числа детей, отмирание института главы семьи, финансовые затруднения, нестабильность, и т.д.) приводят к уменьшению педагогического потенциала семьи, снижению уровня педагогической компетентности и психолого-педагогической культуры, недостаточному выполнению воспитательных функций родителями, эмоциональном благополучии детей.
Благодаря клубной форме роботы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

Работа Клуба - это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:
коммуникативную - функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
личностно ориентированную - направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
содержательную - направленную на решение проблем;
инструментальную - позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления участниками.

Форма организации семейного клуба:
- круглый стол;
- психологические тренинги;
- практикумы;
- мастер-класс;
- решение педагогических ситуаций;
- обсуждение и распространение опыта семейного воспитания;
- анкетирование;
- консультации специалистов;
- спортивные соревнования;
- вечера развлечений;
- дискуссии.

Организация деятельности клуба
Работа клуба «7-я» осуществляется на базе ДОУ.
Внутри клуба «7-я» действуют мини-клубы:
«Развивай-ка» (изучаем, что вокруг нас) (фото 1);
«Помоги мне это сделать самому» (Эксперименты и опыты) (фото2);
«Самоделкины поделки» (пропаганда совместной деятельности родителей и детей) (фото3);
«Поиграй-ка» (обучение разнообразным видам игр) (фото 4).
Клуб посещают родители, нуждающиеся в помощи по вопросам воспитания детей и делящиеся опытом в воспитании детей. Родители — участники клуба могут посещать разные мини-клубы в зависимости от их потребности в занятиях и чем они могут поделиться.
Планирование работы проводится по результатам опроса родителей (законных представителей). План утверждается на первом заседании клуба. На итоговом заседании клуба обсуждаются результаты и ее эффективность.
Предполагаемый результат по работы семейного клуба «7-я»
·           психологическая поддержка ребенка;
·           психоэмоциональная поддержка матери (ощущение покоя, уверенности за ребенка);
·           приобщение членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования;
·           дать родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел и во время общения с чужими взрослыми, например, близкими других детей;
·           дать родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей группы;
·           дать ребенку право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с детьми);
·           дать воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях общения;
·           дать возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития;
·           дать возможность преемственного продолжения работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивая содержательную и организационную преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома);
·           дать возможность участия родителей в групповых делах;
·           приобретение социального опыта в процессе решения проблемных ситуаций;
·           улучшение психического здоровья детей и взрослых;
·           семейное и общественное воспитание выступают как две стороны процесса воспитания в интегративном взаимодействии.


Библиографический список
1. Запорожец И. Ю Психолого-педагогические гостиные в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 72 с.
2. Рогалёва Н. А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 120 с.