Джантиева А.В., Хабибуллина В.Н. Семейный клуб «7-я»
Цели: 1. Повышение качества образования детей дошкольного возраста через гармонизацию детско-родительских отношений в семье. 2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников ДОУ. 3. Повышение психолого-педагоги-ческих условий для развития социально-культурной компетентности родителей в области воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста через клубное движение. Задачи: · Повысить педагогическую культуру и компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. · Формировать и пропагандировать положительный опыт семейного воспитания. · Сплотить родительский коллектив. · Установить доверительные отношения между семьей и ДОУ. · Снятие затруднений в детско-родительских отношениях. · Пропаганда здорового образа жизни. · Помочь современной семье в формировании социально-компетентной личности дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям), активно взаимодействующей с окружающими людьми. · Создать в дошкольном учреждении коллектива единомышленников: родителей и педагогов, ориентированных на личный рост ребёнка, - позволяющие успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться к будущим достижениям выпускника ДОУ в школе. · Вызвать интерес у родителей к познанию самих себя и детей. Актуальность Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. По данным социально-психологических и социально-педагогических исследований тенденции, происходящие в семейных отношениях (отделение молодой семьи от старшего поколения, сокращение числа детей, отмирание института главы семьи, финансовые затруднения, нестабильность, и т.д.) приводят к уменьшению педагогического потенциала семьи, снижению уровня педагогической компетентности и психолого-педагогической культуры, недостаточному выполнению воспитательных функций родителями, эмоциональном благополучии детей. Благодаря клубной форме роботы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.
Работа Клуба - это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций: • коммуникативную - функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности; • личностно ориентированную - направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей; • содержательную - направленную на решение проблем; • инструментальную - позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления участниками.
Форма организации семейного клуба: - круглый стол; - психологические тренинги; - практикумы; - мастер-класс; - решение педагогических ситуаций; - обсуждение и распространение опыта семейного воспитания; - анкетирование; - консультации специалистов; - спортивные соревнования; - вечера развлечений; - дискуссии.
Организация деятельности клуба Работа клуба «7-я» осуществляется на базе ДОУ. Внутри клуба «7-я» действуют мини-клубы: «Развивай-ка» (изучаем, что вокруг нас) (фото 1); «Помоги мне это сделать самому» (Эксперименты и опыты) (фото2); «Самоделкины поделки» (пропаганда совместной деятельности родителей и детей) (фото3); «Поиграй-ка» (обучение разнообразным видам игр) (фото 4). Клуб посещают родители, нуждающиеся в помощи по вопросам воспитания детей и делящиеся опытом в воспитании детей. Родители — участники клуба могут посещать разные мини-клубы в зависимости от их потребности в занятиях и чем они могут поделиться. Планирование работы проводится по результатам опроса родителей (законных представителей). План утверждается на первом заседании клуба. На итоговом заседании клуба обсуждаются результаты и ее эффективность. Предполагаемый результат по работы семейного клуба «7-я» · психологическая поддержка ребенка; · психоэмоциональная поддержка матери (ощущение покоя, уверенности за ребенка); · приобщение членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования; · дать родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел и во время общения с чужими взрослыми, например, близкими других детей; · дать родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей группы; · дать ребенку право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с детьми); · дать воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях общения; · дать возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития; · дать возможность преемственного продолжения работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивая содержательную и организационную преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома); · дать возможность участия родителей в групповых делах; · приобретение социального опыта в процессе решения проблемных ситуаций; · улучшение психического здоровья детей и взрослых; · семейное и общественное воспитание выступают как две стороны процесса воспитания в интегративном взаимодействии.
Библиографический список 1. Запорожец И. Ю Психолого-педагогические гостиные в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 72 с. 2. Рогалёва Н. А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 120 с.