2023 2022
2 (220) 2023

Николаева И.В. РАЗВИТИЕ ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-4.pdf

Аннотация: в статье представлены методы и формы работы по развитию чувственного, эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: развитие, эстетическое (чувственное) восприятие, дети дошкольного возраста.

Развитие эстетического восприятия является важнейшим средством формирования отношения к действительности, средством нравственного и умственного воспитания, то есть средством формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Содержание Программы художественно-эстетического развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Основы эстетического воспитания раскрыты Б. М. Тепловым, который представил глубокое научное обоснование факторов эстетического развития ребенка, важнейшими из которых выступают «окружение, в котором он проводит первые годы», а также характер «планомерной педагогической работы» [3, 220-221].

В. И. Волынкин отмечает, что в старшем дошкольном возрасте заложены предпосылки для развития эстетического восприятия (повышенная эмоциональная отзывчивость, чувствительность, восприимчивость к красоте, впечатлительность, наличие интуиции); во-вторых, «увядание» эстетической жизни ребенка начинается с началом обучения в школе, когда на первый план выдвигается работа интеллекта, а его эстетические восприятия и переживания оказываются невостребованными [2].

О. А. Бочкарева считает, что работу по развитию эстетического восприятия в дошкольной образовательной организации необходимо проводить с использованием разных форм: индивидуальной, подгрупповой, с преобладанием подгрупповой [1].

Художественно-эстетическая среда в группах нашего дошкольного учреждения представляет собой пространство, заполненное произведениями искусств, позволяющими ребенку соприкасаться с красотой, знакомит его со средствами выразительности искусств и обеспечивает его самоподготовку к усвоению культурно-сенсорных эталонов, отраженных в художественном образе.

Произведения литературы и изобразительного искусства служат не только украшением интерьера, дети их рассматривают, по ним педагоги проводят беседы, используют во время организованной образовательной деятельности. В первую очередь это иллюстрации в книгах, сборниках произведений народного творчества, книжках-картинках. Для того, чтобы дети почувствовали красоту и осмыслили значение изображаемого, их внимание воспитатели направляют как на содержание картины, так и на средства выразительности (линии, краски, расположение предметов в рисунке).

Для развития эстетического восприятия педагоги используют наблюдения явлений и объектов природы, описанные в поэтическом произведении; беседы о поэтических образах; рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе; показ некоторых приемов изображения; анализ рисунков, выявляющий степень эстетического восприятия ребенка при передаче поэтического образа.

Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине, педагоги используют различные творческие задания, дидактические игры. Например, используя музыкальные инструменты, детям предлагают более отчётливо понять, как шумит дождь (маракас), трещат морозы (трещотка), порхают бабочки (колокольчик) и т. д.

Представления детей об окружающем мире углубляются в процессе изобразительной деятельности, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать, применяя словесные обозначения.

Постоянно направляя детское внимание на выразительность изображаемых событий, пластичность форм, животных, богатство характерных деталей, цветовую гамму людей, педагог постепенно подводит их к умению элементарно оценивать восприятие.

Важную роль в развитии эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста играет развитие речи, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, что способствовало активизации знаний и представлений об окружающем.

Для того, чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить содержание и эмоциональный настрой, воспитатель читает выразительно, кроме того, пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания: повторное чтение всего текста, повторное чтение отдельных частей его.

В процессе знакомства детей с художественной литературой, фиксируется внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Дети учатся отвечать на вопросы по художественной форме. Чтение сопровождается игровыми действиями детей; предметной наглядностью: рассматриванием игрушек, муляжей, рассматриванием иллюстраций, привлечением внимания слушателей к реальным объектам. Словесная помощь предполагает сравнение со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения, постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? и подобных; подсказыванием при ответах детей слов – эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбие, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).

Встречи с искусством на каждом занятии, обучение детей видению прекрасного в жизни, активная творческая деятельность каждого ребенка, общая радость за сделанное – вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на занятиях по развитию эстетического восприятия. В её процессе дети, изображая события и явления окружающего мира, учатся наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку.

Закрепление навыков развития эстетического восприятия у детей проходит в виде занятия со всей группой, в конце которого педагог выставляет рисунки детей на стенд для просмотра. Такие занятия вызывают большой интерес у детей. Мы стараемся на занятиях формировать все компоненты эстетического вкуса.

Дети стали выделять большинство художественных средств выразительности (цвет, форма), отмечается наличие развитого художественно-эстетического мышления, рост уровня развития целостного и дифференцированного эстетического восприятия. При передаче образа дети отображают его близко к реальности, ответы детей стали цветонасыщенными, правильно построены композиционно.

Список литературы1. Бочкарева, О. И. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа / О. А. Бочкарева. – Волгоград: Корифей, 2011. – 96 с.

2. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В. И. Волынкин. – Москва: Феникс, 2007. – 448 с.

3. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избр. психол.тр. / Б. М. Теплов; под ред. [и с предисл.] Ярошевского М. Г. – Москва: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 639 с.