Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Больше всего дети начинают посещать детское учреждение в возрасте 2 – 3 лет. Для некоторых переход от домашней обстановки дается более или менее легко, и через 2 – 3 месяца они привыкают к детскому саду. Для других же это может быть очень тяжелым, который может повлиять на нарушение поведения, резкое ухудшение здоровья, плохое настроение, а также к появлению множественных психологических и неврологических нарушений.
Для любого ребенка начало посещения детского сада – сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребенок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, где много совершенно незнакомых детей, взрослых, где незнакомая еда, кладут спать в незнакомую кроватку, и рядом нет игрушки, с которым всегда засыпаешь дома…
Из-за стресса детям не интересны даже привлекательные игрушки. Вовлечь их в образовательный процесс сложно. Ребенок сидит в сторонке, предпочитая наблюдать за действиями взрослых и сверстников.
Для любого педагога, когда в группу приходит много новых детей, является большим испытанием. Важно в это время заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать условия эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все дальнейшие задачи, связанные с обучением, самообслуживанием, являются вторичными, так как их реализовать можно чуть позже, когда дети успокоятся и пойдут на контакт.
Работа с родителями новых детей должна начинаться задолго до того, как они приведут ребенка в детский сад. Родители должны получить четкую информацию о периоде адаптации и о том, что лично они могут сделать для того, чтобы этот период прошел для ребенка как можно легче.
В нашем детском саду с родителями проводят беседу психолог, старший воспитатель, медицинская сестра и врач. Я как воспитатель группы провожу беседу с родителями и выкладываю информацию на стендах для родителей. Предупреждаю родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и прошу их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенок приучен к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он просится в туалет, самостоятельно ест, умеет играть с игрушками, с детьми, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом, его не коснется. С ним будет легко и родителям, и педагогу.
Если же родители не подготовили ребенка к дошкольному учреждению, то его адаптация к детскому саду будет затруднена.
Я в первую очередь сталкиваюсь с тем, что дети, начавшие посещать детский сад, очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития. Кто-то приходит в возрасте 2 лет и еще плохо говорит, ходит в памперсах, не ест сам и не умеет играть, боится детей, постоянно плачет и зовет свою маму. Кто-то приходит почти в 3 года и все умеет, но не привык к детям, может толкнуть и ударить. Приходится в короткие сроки организовать более и менее однородную группу, где все хотя бы понимают, что происходит вокруг и что от них требуется.
Наиболее легко приспосабливаются к детскому саду те дети, которых возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.
В первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении стараюсь сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Стараюсь создать атмосферу тепла, если ребенок почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Стараюсь обеспечить психологический и физический комфорт для детей. Смягчить трудности перехода от домашнего к общественному образу жизни. Это определяет возможность решить самые заветные проблемы, которые возникают в первый месяц.
Обращаюсь к детям, которые только начали ходить в сад индивидуально, по имени: «Мария, пойдем мыть ручки», учу реагировать на обращение «Ребята» и т.п.: «Ребята, теперь все садимся на стульчики! И ты, Мария садись». Все непривычные детям действия проговариваю, объясняю, многократно повторяю: «Сейчас мы все оденемся, подойдем к своим шкафчикам – это у нас Мишин шкаф, а это – твой. А ты, Варя, молодец, сама свой шкафчик нашла».
Если дети понимают меня – их легко обучить тем вещам, с которыми дома они не сталкивались или привыкли делать по-другому. Конечно, в первую очередь важность сохраняет индивидуальный подход.
Одновременно стараюсь обратить внимание детей друг на друга, добиваюсь, чтобы они запомнили, как кого зовут, по возможности могли обращаться по имени друг к другу и воспитателю. Для этого я использую специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имен, а также ритуалы приветствия и прощания с каждым ребенком. Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут.
Использую простейшие подвижные игры как можно чаще. Благодаря им, дети увлекаются и забывают о своих переживаниях. Также использую различные музыкальные игры и игрушки. Музыка успокаивает детей, вносит радость. Чтобы ребенок не уставал, его своевременно переключаю на более спокойные игровые действия, привлекая его внимание игрушками-забавами (волчки, заводные игрушки). Игры способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.
Во время адаптационного периода в течение первой недели необходимо приводить детей не на целый день, а на несколько часов – на прогулку. Нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает. С десятого дня большинство детей остаются на целый день.
Рекомендую, чтобы приводили детей не только на утренней прогулке, но и на вечерней, чтобы ребенок мог больше увидеть и узнать, понаблюдать за детьми не только из своей, но и из других групп. Главное, чтобы он видел, как за всеми детьми приходят родители.
Психологически очень важным моментом является то, что ребенок понимает –никто не остается в детском саду навсегда, за всеми вечером приходят родители и забирают их домой.
После двух-трех недель стабильного посещения первой половины дня можно впервые остаться на сон. Следует заранее договориться с ребенком о сне. Если ребенок заснет, ни в коем случае нельзя его покинуть. Он не будет долго спать, т.к. непривычная обстановка помешает глубокому сну. В этом случае советую маме дать ему с собой игрушку, чтобы с ним оставалась что-то родное. В дальнейшем ребенок научится быстро и легко засыпать, поскольку «я посплю – и за мной мама придет». В течение одной-двух недель надо забирать ребенка сразу после сна, чтобы не растягивать время тягостного ожидания родителей. Это поможет сформировать у ребенка положительное отношение ко сну в детском саду.
Наличие в группе и на прогулке посторонних – мам и бабушек – нарушит работу группы, поэтому количество и продолжительность их посещений стараюсь ограничить первой неделей.
Исходя из типичных для адаптационного периода сложностей со сном, аппетитом, нестабильностью гигиенических навыков учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. В течение первых 3- 4 недель не принуждаю ребенка к выполнению определенных действий, прописанных режимом: принимать пищу, докармливать против желания ребенка, побуждать ребенка участвовать в занятиях.
Если педагог и родители вместе доброжелательно, но твердо направят жизнь малыша в новое русло, никаких особых проблем с ребенком не будет.
Список использованной литературы:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006, - 236с.
2. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Больше всего дети начинают посещать детское учреждение в возрасте 2 – 3 лет. Для некоторых переход от домашней обстановки дается более или менее легко, и через 2 – 3 месяца они привыкают к детскому саду. Для других же это может быть очень тяжелым, который может повлиять на нарушение поведения, резкое ухудшение здоровья, плохое настроение, а также к появлению множественных психологических и неврологических нарушений.
Для любого ребенка начало посещения детского сада – сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребенок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, где много совершенно незнакомых детей, взрослых, где незнакомая еда, кладут спать в незнакомую кроватку, и рядом нет игрушки, с которым всегда засыпаешь дома…
Из-за стресса детям не интересны даже привлекательные игрушки. Вовлечь их в образовательный процесс сложно. Ребенок сидит в сторонке, предпочитая наблюдать за действиями взрослых и сверстников.
Для любого педагога, когда в группу приходит много новых детей, является большим испытанием. Важно в это время заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать условия эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все дальнейшие задачи, связанные с обучением, самообслуживанием, являются вторичными, так как их реализовать можно чуть позже, когда дети успокоятся и пойдут на контакт.
Работа с родителями новых детей должна начинаться задолго до того, как они приведут ребенка в детский сад. Родители должны получить четкую информацию о периоде адаптации и о том, что лично они могут сделать для того, чтобы этот период прошел для ребенка как можно легче.
В нашем детском саду с родителями проводят беседу психолог, старший воспитатель, медицинская сестра и врач. Я как воспитатель группы провожу беседу с родителями и выкладываю информацию на стендах для родителей. Предупреждаю родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и прошу их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенок приучен к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он просится в туалет, самостоятельно ест, умеет играть с игрушками, с детьми, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом, его не коснется. С ним будет легко и родителям, и педагогу.
Если же родители не подготовили ребенка к дошкольному учреждению, то его адаптация к детскому саду будет затруднена.
Я в первую очередь сталкиваюсь с тем, что дети, начавшие посещать детский сад, очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития. Кто-то приходит в возрасте 2 лет и еще плохо говорит, ходит в памперсах, не ест сам и не умеет играть, боится детей, постоянно плачет и зовет свою маму. Кто-то приходит почти в 3 года и все умеет, но не привык к детям, может толкнуть и ударить. Приходится в короткие сроки организовать более и менее однородную группу, где все хотя бы понимают, что происходит вокруг и что от них требуется.
Наиболее легко приспосабливаются к детскому саду те дети, которых возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.
В первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении стараюсь сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Стараюсь создать атмосферу тепла, если ребенок почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Стараюсь обеспечить психологический и физический комфорт для детей. Смягчить трудности перехода от домашнего к общественному образу жизни. Это определяет возможность решить самые заветные проблемы, которые возникают в первый месяц.
Обращаюсь к детям, которые только начали ходить в сад индивидуально, по имени: «Мария, пойдем мыть ручки», учу реагировать на обращение «Ребята» и т.п.: «Ребята, теперь все садимся на стульчики! И ты, Мария садись». Все непривычные детям действия проговариваю, объясняю, многократно повторяю: «Сейчас мы все оденемся, подойдем к своим шкафчикам – это у нас Мишин шкаф, а это – твой. А ты, Варя, молодец, сама свой шкафчик нашла».
Если дети понимают меня – их легко обучить тем вещам, с которыми дома они не сталкивались или привыкли делать по-другому. Конечно, в первую очередь важность сохраняет индивидуальный подход.
Одновременно стараюсь обратить внимание детей друг на друга, добиваюсь, чтобы они запомнили, как кого зовут, по возможности могли обращаться по имени друг к другу и воспитателю. Для этого я использую специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имен, а также ритуалы приветствия и прощания с каждым ребенком. Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут.
Использую простейшие подвижные игры как можно чаще. Благодаря им, дети увлекаются и забывают о своих переживаниях. Также использую различные музыкальные игры и игрушки. Музыка успокаивает детей, вносит радость. Чтобы ребенок не уставал, его своевременно переключаю на более спокойные игровые действия, привлекая его внимание игрушками-забавами (волчки, заводные игрушки). Игры способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.
Во время адаптационного периода в течение первой недели необходимо приводить детей не на целый день, а на несколько часов – на прогулку. Нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает. С десятого дня большинство детей остаются на целый день.
Рекомендую, чтобы приводили детей не только на утренней прогулке, но и на вечерней, чтобы ребенок мог больше увидеть и узнать, понаблюдать за детьми не только из своей, но и из других групп. Главное, чтобы он видел, как за всеми детьми приходят родители.
Психологически очень важным моментом является то, что ребенок понимает –никто не остается в детском саду навсегда, за всеми вечером приходят родители и забирают их домой.
После двух-трех недель стабильного посещения первой половины дня можно впервые остаться на сон. Следует заранее договориться с ребенком о сне. Если ребенок заснет, ни в коем случае нельзя его покинуть. Он не будет долго спать, т.к. непривычная обстановка помешает глубокому сну. В этом случае советую маме дать ему с собой игрушку, чтобы с ним оставалась что-то родное. В дальнейшем ребенок научится быстро и легко засыпать, поскольку «я посплю – и за мной мама придет». В течение одной-двух недель надо забирать ребенка сразу после сна, чтобы не растягивать время тягостного ожидания родителей. Это поможет сформировать у ребенка положительное отношение ко сну в детском саду.
Наличие в группе и на прогулке посторонних – мам и бабушек – нарушит работу группы, поэтому количество и продолжительность их посещений стараюсь ограничить первой неделей.
Исходя из типичных для адаптационного периода сложностей со сном, аппетитом, нестабильностью гигиенических навыков учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. В течение первых 3- 4 недель не принуждаю ребенка к выполнению определенных действий, прописанных режимом: принимать пищу, докармливать против желания ребенка, побуждать ребенка участвовать в занятиях.
Если педагог и родители вместе доброжелательно, но твердо направят жизнь малыша в новое русло, никаких особых проблем с ребенком не будет.
Список использованной литературы:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006, - 236с.
2. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.