2023 2022
1 (219) 2023

Егорова А.В. ПРОЕКТ НА ТЕМУ «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf

АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)

В дошкольной педагогике вопросы нравственного воспитания дошкольников всегда занимали значительное место. В настоящее время данный вопрос является одним из главных. Педагоги обеспокоены по поводу растущей тенденции антинравственности в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Дети «разучились» читать. Вместо книг пришло телевидение, интернет, различные гаджеты. Дети стали меньше общаться со сверстниками в реальной жизни, все больше они погружаются во всемирную паутину-интернет. В компьютерных играх преобладает жестокость, порой неоправданная. Дети стали забывать, что такое добро, взаимовыручка, щедрость.

Эта тема стала острой, т. к. степень сформированности моральных взглядов дошкольников играет существенную роль в формировании личности и ее ориентации.

Проблемы нравственного воспитания требуют новые методы решения вопросов, потому что они являются инструментом педагогического воздействия.

В древние времена, когда народ сочинял первые сказки, жизнь была очень сложной, только в сказке люди находили отдушину от тяжелого труда, лжи и предательства. Поэтому сказку люди очень любили, ведь в сказке всегда добро побеждает зло. При чтении сказки, определяя себя на место героя, человек непроизвольно ощущал себя смелым, могучим. Многократное ощущение подвига зарождает чувство храбрости, человек в действительности делался героем. Раньше люди не писали сказки, а рассказывали их. Каждый человек, который сказывал сказку, старался прибавить что-то новое и наилучшее. Человек в сказке делился своими проблемами и решал их.

В 50-80е годы 20 -го века., наши ученые, разработанных педагогами теории и методики нравственного воспитания (А. П. Усова, в. А. Жуковского, Ф. И., Нечаева в. г., Маркова т. А. и мн. другие). Исследователи. разработали ее теоретические основы, где акцент был сделан и инструменты: сущность художественных средств (литературы, искусства и т. д., их собственная деятельность детей (игра, труд, общение и т. д.). Однако, такой специфический жанр литературы, как сказка, как конкретные средства нравственного воспитания, так и не были выделены. Сказка использовалась для работы с детьми дошкольного возраста, в основном в развлекательных целях. Первостепенная цель учёных содержалась к определению места сказки в педагогических и психологических потенциалах. Педагогов доказали, что, сказка, не только забавляет, но и учит, развивает, воспитывает, предупреждает, лечит.

Потенциалы сказки имеют гораздо более художественный и образный смысл. Сказка и особенности ее восприятия детьми раннего возраста, влияет на формирование личности, это является предметом последовательности занимательных научных изучений (Аникин в. П., Большунова Н. Я., Пропп в. Я., Померанцев в. П., Соколов Д. К., Зинкевич-Евстигнеева т. д. и мн., и т. д.). Для того, чтобы эти ценности стали нравственными, нужно более целенаправленно их вырабатывать в старшем дошкольном возрасте, когда в силу возрастных особенностей и становлении самосознания личности, ребенок уже способен усвоить элементарные суждения (такие, например, как трудолюбие, отзывчивость, дружелюбие, честность) и передвинуть их в свою жизнь, деятельность.

Именно в детстве ребенок тянется к сказке, тянется ко всему волшебному и таинственному. Когда ребенок слушает сказку, то он выступает в роли сказочного персонажа, и это позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои промахи, ошибки или наоборот правильность своих поступков. Волшебство в сказке формирует мир ребенка чудесней и привлекательней для детского восприятия. Если правильно подобрать сказку, то ребенок начнет развиваться нравственно.

Содержание сказки является условием формирования нравственности детей старшего дошкольного возраста. У них сильно выработан механизм идентификации, то есть процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образов как своих.

Когда ребенок слушает сказки, он начинает воспринимать, осмысливать ритуал нравственной жизни, который явлен ему как представителю определенного типа культуры, осуществлять восхождения к самому себе, к социокультурному образцу, ценностям, заложенных в сказке. По словам Проппа В. Я.: «Сказка хранит в себе вечные ценности, такие как трудолюбие, преданность, отзывчивость, и в этом её непреходящий смысл…»

Сказка — это удивительное психологического воздействия орудие работы с душевным окружением человека, могучий инструмент созревания. Сказка окружает нас везде. Интерес психологов к небылицам существует давно.

Когда ребенок знакомится со сказками он начинает познавать главнейшие истины человеческой жизни. Дети начинают проявлять нравственные чувства (сострадание, жалость, сопереживание и т. д.) Это позволяет детям сформировать нравственные привычки, соотносить свои действия, побуждения со сказочными персонажами, что ведет к повышению уверенности в себе и своем будущем.

Сказка учит нас и развивает в нас нравственные ценности. Герои в сказках самоотверженные и бескорыстные, они ничего не требуют взамен. Сказка ориентирует детей на правильные и стоящие поступки. В сказке все деяния происходят поэтично и красочно. Стиль написания сказок сходен, но каждая сказка по отдельности сказка увлекательна и занятна, имеет свои детали, своих героев, свой характер. Сказку можно сравнить с человеком: во всякой сказке свое настроение, свои принципы и проблемы.

Современному ребенку мало прочесть сказку, мало красить обрисовки ее героев, мало говорить о сюжете. С ним нужно осмысливать сказки, совместно искать и находить утаенные значения и актуальные уроки.

Осознавая нравственные ценности, дети, в будущем основываются на этот запас знаний, совершая какие-либо действия или поступки. Действия сказки не просто учат, как необходимо жить, а если и учат, то делают это легко, ненавязчиво. Пушкин А. С. писал о сказке: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», именно «намек», а не нравственная сентенция, не резонерское морализирование, не идеологическая директива содержится в сказке. Само понятие «намек» подразумевает актуализацию личной трактовки, индивидуального домысливания содержания сказки каждым слушателем.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

Совершенствовать выразительность речи детей средней группы при помощи сказок.

Задачи проекта:

1.Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

2. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

3. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

4. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу развития у детей выразительности речи при помощи сказок.

УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 2 – Участники проекта

Участники

Роль в реализации проекта

Воспитатель

Прививают детям интерес к сказкам, как к произведению искусства, показывают им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и знакомят с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), ставят театрализованные сказки, звуковыми эффектами, запахами и т.д.

Родители воспитанников

Взаимодействуют, сотрудничают с педагогами при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта. Вместе с детьми рассматривают книги, читают сказки, учат роли для театрализованной сказки.

Дети среднего дошкольного возраста

Дети участвуют в мероприятиях, знакомятся со сказками, полученные знания используют в различных играх, продуктивных видах деятельности, вместе с родителями читают книги и разучивают стихи.



РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

Нормативно-правовые ресурсы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

Программное обеспечение:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015 г.

Методическое обеспечение:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2015. - 320 c.

2. Мосина Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей / Е.С. Мосина. - М.: Генезис, 2016. - 160 c.

Кадровые ресурсы: воспитатель

Материально-технические ресурсы:

· наглядные пособия (видеоматериал: мультфильмы «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», иллюстрации, картины);

· дидактические игры («Что у нас внутри?», «Сказочный мешочек», «В гостях у сказки»).

Технические устройства (аппаратура):

· магнитофон, музыкальный центр;

· видеоаппаратура, мультимедиакомпьютеры;

· фотоаппарат.

Информационные ресурсы:

· информационные стенды для родителей;

· сайт ДОУ;

· презентации: «В гостях у сказки», «Книга-лучший друг человека»

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный:

–постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; - изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы; - создание творческой группы для разработки проекта;

– определение участников проекта, плана проектных мероприятий и сроков его реализации;

– составление плана совместной работы с детьми;

-подбор детской художественной литературы, музыкальных произведений;

-подбор иллюстративно-наглядного материала, атрибутов игр по теме проекта;

–анкетирование родителей;

Основной:

- Составление рассказа «Мой любимый сказочный герой;

- Рассказ воспитателя «Когда сказки к нам приходят;

- Игра «Сказочная дорожка»

-Разыгрывание мини-сценки

-Беседы по содержанию сказки

-Пересказ через фланелеграфа

-Проигрывание диалогов персонажей

-Настольный театр

-Дидактическая игра «А что потом?»

-Театрализованная игра по сказке

-Проигрывание мини-этюдов

-Драматизация сказки

-Пересказ сказки по картинкам, проигрывание диалогов персонажей

-Театрализованная игра

Заключительный:

-НОД «В гости к сказке»

-Выступление на родительском собрании «Итоги реализации проекта»

-Выступление на педагогическом совете «Подведение итогов реализации проекта».

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

1. Дети умеют пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

2. У детей совершенствовано отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

3. У детей совершенствована интонационная выразительность речи.

4. Родители принимают активное участие в развитии у ребенка выразительности речи сказками, сотрудничают и взаимодействуют с детским садом при организации мероприятий в рамках проекта.

Критерии оценки эффективности.

1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.

2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.

3. Достижение ожидаемых результатов.

4. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТАВ случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей оказания дополнительных услуг семьям ДОУ.

Проект может пополняться новыми идеями и знаниями.

Другие педагоги детского сада могут реализовать этот проект в своей группе и во всем дошкольном учреждения