2023 2022
1 (219) 2023

Дрижерук Ю.С. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-2.pdf

Современный этап развития глобализированного информационного общества вызывает изменение подходов к профессиональному развитию личности. Это связано с тем, что сейчас в технически развитом и экономически нестабильном мире, в условиях необходимости многофункциональной деятельности каждый человек должен, прежде всего, действовать профессионально, эффективно и результативно, чтобы быть конкурентоспособным и успешным. Анализ научных разработок показал, что в настоящее время существует несколько видений оптимального и эффективного развития педагога-специалиста: в качестве определяющего рассматривается компетентностный подход [6].

Анализ исследований свидетельствует, что проблеме формирования профессиональной компетентности посвящены исследования ученых: В. А. Адольфа, Т. Г. Браже, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, М. И. Лукьяновой, А. К. Марковой, А. М. Новикова, Г. С. Трофимовой, Г. Бернгард, В. Блума, Х. Маркуса, Р. Стернера и др.[4].

Рассматривая проблему, необходимо определить, что такое «компетентность», «профессиональная компетентность» «профессионально-педагогическая компетентность».

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятий «компетентность», «профессиональная компетентность», «профессионально-педагогическая компетентность». Обзор психологической и педагогической литературы, других информационных источников, посвященных этой проблеме, показывает, что можно выделить несколько подходов к определению понятий «компетентность», «профессиональная компетентность», «профессионально-педагогическая компетентность».

Приведем некоторые определения этих понятий:

Компетентность – способность применять свои знания и умения. Компетентность выражается в готовности к осуществлению определенной деятельности в конкретных профессиональных ситуациях. Компетентность – это интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для деятельности в определенных отраслях [4].

Анализ современной педагогической литературы по определению компетентности позволил предложить такую трактовку понятия «профессиональная компетентность»:

- профессиональная компетентность – это свойство личности, проявляющееся в отношении к профессиональной деятельности;

- профессиональная компетентность - это единство теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности;

- профессиональная компетентность – совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности;

- профессиональная компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии личности.

А. Хуторской выделяет ключевые, базовые и специальные компетенции. Под профессиональной компетентностью понимает совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций. Зарубежные исследователи профессиональную компетентность часто рассматривают как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуально выполненной деятельности», «эффективность действий» [5].

Одним из наиболее распространенных определений рассматриваемого термина в отечественной психолого-педагогической литературе есть следующее: «качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающего вместе или по отдельности его физическую, психическую и духовную соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, в соответствии со служебной должности».

Е. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [4].

Профессионально-педагогическая компетентность учителя - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых сама реализованная личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся [2].

Несмотря на имеющиеся ныне многообразие мнений относительно трактовки данного понятия, можно констатировать, что большинство авторов рассматривают профессиональную компетентность в двух аспектах: как цель образования, профессиональной подготовки, и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность. Исследование функционального развития профессиональной компетентности показали, что на начальных стадиях профессионального становления специалиста имеет место относительная автономность этого процесса, а на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами. Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности являются обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.

Существенной характеристикой компетентностного подхода является то, что он является современным коррелятом многих более традиционных подходов, что, по мнению А. Г. Бермуса, является его несомненным преимуществом перед другими традиционными и инновационными подходами [3]. Компетенция – это цель образовательной деятельности, а компетентность – мера, степень, полнота ее достижения конкретным субъектом образовательной деятельности. Конечным результатом обучения является сформированность компетентностей человека, перенос акцентов с уровня знаний субъектов обучения на их умение использовать информацию для решения практических проблем.

Компетентностный подход кардинально отличается от традиционного – «знательного» – по функциям обучающего и обучающегося в этом процессе, с целью учебной деятельности и результатам обучения; в то же время у него много общих черт с личностно ориентированным и деятельностным подходами.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования; при этом как результат образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных жизненных и профессиональных ситуациях.

Поэтому усовершенствование профессиональной компетентности педагогов на основе компетентностного подхода, отдельные аспекты которого исследовали В. Адольф, И. Зимняя, И. Ермаков, В. Мельник, О. Огиенко, И. Подласый, А. Савченко и др., предполагает оценку готовности специалистов определенного образовательно-квалификационного уровня к профессиональной деятельности на основе наличия в них определенных стандартами компетентностей [1]. Это означает, что в организации обучения и развития педагогических работников из имеющихся технологий, форм и методов обучения, которые внедряются в систему образования, нужно выбирать наиболее способствующие развитию у специалистов профессиональной компетентности – ценностей, знаний, умений и навыков, качеств, – необходимые для качественного осуществления профессиональной деятельности.

Кроме того, к профессиональной педагогической компетентности относятся следующие ее составляющие: методологическая, предметная, психолого-педагогическая и методическая. Поэтому о педагоге как специалисте судят по уровню сформированности у него профессиональной компетентности – интегрального качества личности, имеющего указанные составляющие и позволяющему специалисту наиболее эффективно и качественно осуществлять профессиональную деятельность, а также способствует его саморазвитию и самосовершенствованию. Рассмотренный подход является ведущим в организации профессионального развития педагогических работников в современности.

Таким образом, можно констатировать, что компетентностный подход в профессиональном развитии педагога способствует повышению качества образования и формирует позитивные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Литература1. Адольф, В. А. Развитие профессионального потенциала педагога в условиях обновления образовательной практики / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова // Инновации в образовании. – 2011. – № 10. – С. 14-24.

2. Казакова, Т. В. Теоретические подходы к определению профессиональной компетентности педагога / Т. В. Казакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-1. – С. 437-440.

3. Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство. - 2012. – №2. - С. 215-218.

4. Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова: Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б.и.], 2011. – 233 с.

5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 55–61.

6. Щербань, О. А. Компетентностный подход в процессе профессиональной подготовки будущего учителя / О. А. Щербань // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2012. - №1 - С. 163-168.