2023 2022
2 (220) 2023

Вощинина И.В., Худоногова А.В. АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

На данный момент в психолого-педагогической литературе существует разнообразие позиции относительно форм взаимодействия ДОУ и семьи. При этом достаточно часто упоминается термин «активные формы психолого- педагогического просвещения». Анализ литературы показал, что четкого определения данному термину на данный момент не представлено. Большинство определений, связанных с активными формами взаимодействия отражает использование в рамках данных форм активных методов обучения, в результате чего формы взаимодействия приобретают иной характер. В них родители не пассивно воспринимают предлагаемую им информацию, а занимают активную позицию.

Обратившись к изучению активных методов обучения, мы смогли определить их, как способы и приемы педагогического воздействия, пробуждающие в родителях поисковую мыслительную активность, способствующую развитию рефлексии самосознания, повышению уровня сформированности педагогических знаний, умений и навыков.

Ю.М. Тонкова считает, что основным отличием активных методов обучения является то, что он в них происходит постоянный диалог обсуждения той или иной информацией, которая позволяет лучше ее усвоить. Само слово «активные» означает, что данные методы стимулируют активность участников взаимодействия, это может быть, как познавательная активность, так и коммуникативная активность [15].

Активные методы обучения строятся на практической направленности, творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, групповой форме организации работы, деятельностном подходе к обучению.

В работах Н.М. Бутыринова, Т.С. Лобанюк активные формы психолого-педагогического просвещения рассматриваются как синоним нетрадиционным формам. Основное отличие активных форм состоит в том, что в них родители участвуют в процессе общения на равных. Родители также могут осуществлять обмен опытом, представлять свою позицию по тому или иному вопросу, выражать свое мнение, и осуществлять поиск и подготовку информации [1,13].

Использование активных форм психолого-педагогического просвещения педагога с родителями опирается, по мнению Н.А. Кочетовой, на соблюдение определенных принципов организации данных форм. Активные формы психолого-педагогического просвещения предполагают равное участие всех участников в процессе взаимодействия, ориентацию на сотрудничество, организацию в ходе взаимодействия диалога, совместного решения проблемы, совместного обсуждения какого-либо вопроса, достижение поставленной цели. Активные формы психолого-педагогического просвещения предполагают создание условий для пробуждения собственного интереса у родителей и их активности, направленной на получение новых знаний [6].

Охарактеризуем далее ряд форм, которые рассматривается как активные и обладают широкими возможностями психолого-педагогического просвещения родителей. А.В. Меренков предлагает для решения разных задач педагог в работе с родителями может использовать разные активные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм, деловые и ролевые игры, тренинги, интерактивные экскурсии, групповой обсуждение, видеоконференции, анализ конкретных ситуаций, мастер-классы и т.д.[9].

Круглый стол представляет собой метод активного обучения, способствующий закреплять полученные знания, восполнять недостающую информацию, формированию умения решать проблемы и навыков ведения дискуссии. Отличительной чертой метода «круглого стола» является сочетание дискуссии с групповой консультацией [2].

По мнению О.В. Гузовой, круглый стол направлен на выработку умений излагать свои мысли, аргументировать точку зрения, отстаивать ее, обосновывать предложения, формирование умения самостоятельной работы с дополнительным материалом [4].

По определению Л.Е. Осиповой, дискуссия – это коллективное всесторонне обсуждение спорного вопроса, проблемы. Дискуссия может использоваться как самостоятельная форма работы, а также в рамках других форм, например, тренинга [11].

Такая форма как метод мозгового штурма направлена на поиск решения проблемы, стимулирование творческой активности. В процессе совместного обсуждения участники предлагают разные решения проблемы, а затем из них выбирают наиболее подходящие. Данный метод помогает развивать мышление студентов, стимулирует их познавательную активность, развивает у родителей собственную активность, помогает актуализировать ресурсы.

Н.М. Сертакова указывает, что в деловой игре происходит создание обмена опытом, моделирование систем взаимоотношений. Общение в деловой игре ориентировано на процесс совместного усвоения знаний, то есть на совместное обучение. Специфика деловой игры как метода состоит в том, что: процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений.

Деловая игра представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности [12].

Анализ конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, в основе которой лежит моделирование ситуации или использование реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем. Благодаря ситуационному анализу изучаются сложные и эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке. Данный метод считают одним из наиболее эффективных для активизации учебно-познавательной деятельности родителей. [12].

Мастер-класс считается главным средством передачи новой идеи авторской педагогической системы. Педагог в ходе профессиональной деятельности вырабатывает свою методическую систему, приемы, которые затем представляет.

Под творческими заданиями Е.В. Пляскина понимает учебные задания, требующие от родителей не просто воспроизведения информации, а творчества. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, самообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога [14].

Одной из популярных форм является работа в малых группах. Она способствует развитию навыков сотрудничества, умения слушать, договариваться, предупреждать конфликты и разрешать их в случае возникновения.

По определению Н.В. Миклеевой, интерактивные экскурсии представляют собой форму взаимодействия, в ходе которой усвоение знаний происходит на месте расположения изучаемых объектов. Данная форма работы дает возможность более точного восприятия изучаемого объекта или явления. В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа [10].

Социально-психологический тренинг, Е.В. Пляскина определяет как один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников группы [14].

Главными преимуществами социально-психологического тренинга в качестве средства обучения выступают его способность служить целям обучения и возможность переводить эти цели в реальные результаты. В задачи тренинга должны обязательно входить такие компоненты, как приобретение новых знаний, коррекция и развитие системы отношений личности, сознательный пересмотр ранее сформированных стереотипов.

Использование активных форм психолого-педагогического просвещения для повышения педагогической культуры родителей предполагает обозначение условий организации данного процесса. Формы психолого-педагогического просвещения являются способом представления содержания, которое включает в себя определенные знания и умения, способствующие повышению педагогической культуры родителей. Исходя из этого, как мы полагаем, изначально должно быть определено содержание, главные смысловые аспекты которого отражаются в тематике проводимых мероприятий.

Т.А. Куликова считает, что повышение уровня педагогической культуры строится на обогащении родителей теми знаниями, которых у них недостаточно, соответственно, эти знания необходимо выявить. Они могут быть проанализированы через изучение трудностей родителей в процессе воспитания детей, а также через изучение интересов родителей, их потребностей в расширении имеющихся знаний. Комплексный анализ данных факторов позволит сделать более продуктивным выделение тех знаний и умений, которые важны для родителей [7].

В работе Г.М. Мадаминова отмечается, что процесс семейного воспитания должен вестись с учетом возрастных особенностей детей, и поэтому одним из аспектов формирования у родителей необходимых знаний, а именно когнитивного компонента педагогической культуры, является формирование знаний о возрастных особенностях детей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения. Разработка содержания составляет основу определения форм психолого-педагогического просвещения, поскольку в зависимости от того, какие знания и умения формируются у родителей, может быть выбрана оптимальная форма психолого-педагогического просвещения [8].

Следующее условие, которое необходимо учитывать – это структура педагогической культуры. М.В. Карноухова указывает, что если в процессе организации работы по повышению педагогической культуры будет отмечаться больше уклон в сторону формирования у родителей необходимых знаний и недостаточное внимание будет уделяться формированию умений, то эффективность работы может быть снижена [5].

Учет компонентов педагогической культуры предполагает, что формированию каждого компонента будет уделено внимание в процессе организации работы. Развитию когнитивного компонента будет способствовать знакомство родителей с новой информацией по различным вопросам обучения, воспитания и развития детей. Развитию операционного компонента будет способствовать формирование у родителей конкретных умений использовать методы и приемы воспитательного воздействия в общении с ребенком. Развитию коммуникативного компонента будет способствовать овладение родителями методами и приемами установления доброжелательных взаимоотношений с детьми, развитие умения сотрудничать предотвращать конфликтные ситуации. Для развития рефлексивного компонента необходимо включать в активные формы психолого-педагогического просвещения приемы, направленные на анализ действий, поступков, состояний. Развитию эмоционального компонента могут помочь разнообразные практические упражнения, помогающие родителям научиться понимать состояние ребенка, показывать ему эмоциональную поддержку, проявлять сочувствие и сопереживание.

М.А. Гореликова рассматривает зависимость качества использования активных форм взаимодействия в работе с родителями от уровня готовности педагогов. Это означает, что необходимо формировать у педагогов представления о педагогической культуре родителей, об активных формах взаимодействия [3].

Повышение педагогической культуры родителей необходимо осуществлять также используя возможности информационно-просветительской среды в группе, в частности, через организацию передачи информации на стенде для родителей через сайт дошкольной организации. Эти вопросы в научной литературе являются еще недостаточно освещенными, хотя информационно-просветительская среда в группе также обладает определенными возможностями для повышения педагогической культуры родителей и может эффективно дополнять использование активных форм психолого-педагогического просвещения.

Таким образом, под активными формами психолого-педагогического просвещения мы понимаем формы работ с родителями, которые характеризуются высокой коммуникативной и познавательной активностью, практической направленностью, творческим характером взаимодействия, групповой формой организации работы, деятельностным подходом к обучению. Повышение педагогической культуры родителей при использовании активных форм психолого-педагогического просвещения связано с реализацией ряда условий.

Активные формы психолого-педагогического просвещения родителей – это такие формы взаимодействия, которые характеризуются высокой коммуникативной и познавательной активностью, практической направленностью, творческим характером взаимодействия, групповой формой организации работы, деятельностным подходом к обучению.

Активные формы психолого-педагогического просвещения родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения будут способствовать повышению педагогической культуры родителей, при условии, если будет: разработано содержание работы по повышению педагогической культуры родителей на основе изучения трудностей родителей в процессе воспитания детей, а также через изучение интересов родителей, их потребностей в расширении имеющихся знаний; учтена структура педагогической культуры родителей при определении содержания, активных форм и методов работы с родителями; организована работа по повышению готовности педагогов к использованию активных форм взаимодействия в процессе повышения педагогической культуры родителей; создана информационно-просветительская среда, способствующая повышению педагогической культуры родителей в ДОУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей [Текст] / Н.М. Бутырина. – М.: «Белгор. Гос. Ун-т», 2014. –177 с.

2. Галеева, О.В. Формы взаимодействия педагогов ДОУ и семьи [Текст] / О.В. Галеева // Челябинский гуманитарий. – 2014. – № 2 (27). – С. 22–26.

3. Гребенников, И. В. Повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования семейного воспитания школьников: [Текст] / И.В. Гребенников. – СПб.: «Питер», 2015. – 76 с.

4. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями [Текст] / О.И. Давыдова. – СПб.: Издательство «Детство Пресс», 2013. – 128 с.

5. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – M.: Сфера, 2015. –112 с.

6. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. –232 с.

7. Мадаминов, Г.М. Педагогическая культура родителей: содержание, компоненты и критерии [Текст] / Г.М. Мадаминов // Современная высшая школы: инновационный аспект. – 2018. – №2 (20). – С. 50-55.

8. Миклеева, Н.В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия [Текст] / Н.В. Миклеева. – М.: Творческий Центр, 2010. – 128 с.

9. Науменко, Н.М. Педагогическое просвещение родителей как механизм формирования ответственного родительства [Текст] / Н.М. Науменко // Kant. – 2017. – № 1 (22). – С. 42–46.

10. Орлова, Ю.Е. Формирование педагогической культуры родителей дошкольников путем взаимодействия ДОУ с семьей [Текст] / Ю.Е. Мадаминов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2013. – № 1. – С. 24- 27.

11. Сертакова, Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: методическое пособие [Текст] / Н.М. Сертакова. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 78 с.

12. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году [Текст] / сост. Е.В. Пляскина. – СПб.: РМК, 2015. – 60 с.

13. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов [Текст] / сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. –128 с.

14. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика [Текст] / В.А. Сухомлинский.– СПб: Питер, 2017. – 187 с.

15. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С.Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. – 2011. – № 11. – С. 82 – 97.