Завертайлова Т.Н. Родительское собрание в средней группе на тему «Путешествие в страну знаний продолжается, или Только вперед!»
Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей. Задачи: Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе. Форма проведения: встреча-путешествие. Участники: воспитатели, родители. Повестка собрания: 1. Вступительная часть. 2. Поздравление родителей с началом учебного года. 3. Возрастные особенности детей 4-5 лет. 4. Организация образовательного процесса в средней группе. 5. Выбор совета родителей группы. 6. Коротко о разном. Ход мероприятия 1. Вступительная часть. 2. Поздравление родителей с началом учебного года. Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашем детском саду! Мы поздравляем вас с началом учебного года! Незаметно пролетел год, детки подросли, многому научились, нашли друзей и уже весело бегут в детский сад! Быстро летит время! Как быстро вырастают наши дети! Цветочки наши, дочки и сынки! Проходят дни, никто и не заметит, Как быстро повзрослеют вдруг они! Мы сами торопили это время, Устав от слезок крошечки родной, Целуя ручки, ножки, щечки, темя, И редко наслаждались тишиной… Пеленки, соски – это уже в прошлом, Теперь других забот полным полно, Но позабыть такое очень сложно, Да мама и не сможет все равно! Как быстро вырастают наши детки, И радость дарят каждый день! Цветочки наши, солнышки, конфетки! Развеют поцелуем грусти тень! Просмотр презентации «Несколько мгновений из жизни ребят в детском саду» Воспитатель. Вот и подошло к концу лето. А как вы его провели, мы сейчас узнаем… Упражнение «Как мы провели лето» 1. Поднимите руку те, кто, ходил со своим ребенком в лес... (на рыбалку). 2. …кто купался в море (плавал вместе с ребенком, загорал на пляже). 3. ... кто с детьми, посетил зоопарк. 4. ... кто читал детям книги. 5. ... кто купил своему ребенку мяч. 6. ... чьи дети помогали родителям на даче (в огороде). 7. …кто и вас запускал воздушного змея вместе с ребенком. 8. …чей ребенок научился ездить на велосипеде, на роликах. Да, я вижу, вы приятно и с пользой для детей провели лето. Значит, вы замечательные родители! Шуточная игра «Колпак» Предварительно музыкальный руководитель записывает небольшие фрагменты из популярных эстрадных и детских песен по теме «Как мы провели лето». Воспитатель. Сейчас мы узнаем, о чем же думают наши родители после летнего отдыха. Когда колпак остановится над кем-то из родителей, мы все услышим (включает музыкальный фрагмент), о чем же думает или мечтает этот человек. Да, я вижу, вы приятно и с пользой для детей провели лето. Значит, вы замечательные родители! А кто из вас этим летом совершил морское путешествие на теплоходе, катере, яхте? А хотите отправиться в круиз прямо сейчас? Итак, сегодня мы — дети, педагоги и родители - отправляемся в круиз по океану Знаний. Картинка «Корабль» Которое продлится еще не один год, а конечный пункт нашего путешествия — это, конечно же, Школа. Воспитатель. Корабль готов к отплытию. Полный вперед! Нет... чего-то еще нам не хватает! Конечно же, спасательных средств — педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемые родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4—5 лет? 3. Возрастные особенности детей 4-5 лет Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются: 1. Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире. 2. Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. 3. Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. 4. Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи. 5. Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. 6. Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Вам как его родителям важно: Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить. По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу. Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку. Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива. Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами. Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество. Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и Т.д. Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее. Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов. Блиц-опрос родителей по активно проявляющимся особенностям у детей нашей группы 4.Особенности образовательного процесса в средней группе Воспитатель: Особенности организации занятий детей 4-5 лет Учитывая психологические особенности детей 4—5 лет, воспитатель проводит на занятиях физкультурные минутки, использует игровой материал, включает игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром очень важно: · обогащать словарный запас детей; · развивать наблюдательность и любознательность; · совершенствовать навыки общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми; · развивать эстетическое восприятие, понимание содержания художественных произведений; · учить логично и последовательно строить описание, задавать вопросы; · совершенствовать звуковую культуру речи, добиваться чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения; · учить отвечать краткими и развернутыми предложениями; · обучать правильному согласованию слов в предложении. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром особое внимание уделяется: · бережному отношению к природе, вещам, созданным трудом людей; · формированию любви к родному краю. Для умственного развития большое значение имеет формирование элементарных математических представлений и логического мышления. · считать в пределах пяти (количественный счет); · отвечать на вопрос «сколько всего?»; · сравнивать две группы предметов, используя счет (больше - меньше); сравнивать пять предметов разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке подлине, ширине, высоте; · указывать и называть круг, квадрат, прямоугольник, тре угольник; · различать и называть части суток; · определять направление движения от себя: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз; На занятиях по лепке необходимо развивать умения скатывать пластилин круговыми движениями, учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части. Это способствует, с одной стороны, формированию тонкой координации движений кисти руки, с другой — развитию пространственно воображения. На занятиях по изобразительному искусству будем учить сочетанию цветов и оттенков для создания выразительного образа, закрашивать рисунки (красками, гуашью, карандашами), ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы, контура; учить правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов (вверху, внизу, слева, справа), изображать круглую, овальную, прямоугольные и треугольную формы; учить рисовать элементы узора (мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги и т. д.). Все это направлено на развитие пространственного воображения и мышц кисти руки. Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья детей, формирование правильной осанки, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Их учат ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, ползать, пролезать, энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжке ориентироваться в пространстве. На музыкально-ритмических занятиях дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки в умеренном и быстром темпе; изучать движения: как прямой галоп, «пружинка», подскоки, переступание с носка ноги на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу в танцах и хороводах; учатся выполнять движения с предметами, выразительно передавать игровые образы. Им прививается интерес к музицированию. Организация образовательного процесса в средней группе. Воспитатель: По СанПиНу в средней группе планируется 10 занятий не более 20 минут. Из них 3 занятия по физкультуре, 2 занятия музыкой, 1 – по математике, 1 – ознакомление с окружающим миром, 1- по развитию речи, 1- рисование, 1 – лепка или аппликация (чередуются через неделю). На занятиях по математике в течение учебного года мы будем учиться считать до 5; закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, шар, куб; определять направление движения от себя: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз; познакомим с частями суток. По ознакомлению с окружающим миром – расскажем детям о предметах, их признаках и материалах, из которых они изготовлены; об общественном транспорте; о правилах дорожного движения; о родном городе (название города, домашний адрес); познакомим с комнатными растениями, деревьями, фруктами, ягодами, грибами, птицами, насекомыми, дикими и домашними животными; последовательностью времен года. На занятиях по развитию речи будем учиться называть слова, начинающиеся на определенный звук; согласовывать слова в предложении; описывать предметы и игрушки; рассказывать по картине. На занятиях по лепке освоим прием прищипывания с легким оттягиванием, прием сглаживания поверхности фигурки, прием вдавливания середины шара для получения полой формы. Очень трудной задачей будет для нас научиться правильно держать ножницы и пользоваться ими. Сначала будем резать по прямой, а затем вырезать круг из квадрата. Предлагаем Вам, родители, побыть детьми 4-5 лет. Дидактические игры по направлениям: «Часть и целое», «Цвет», «Профессии», «Наша Родина», «Цифры». Вам понравилось? Коротко о разном Воспитатель: Предлагаю дополнить и утвердить родительский комитет группы, который будет заниматься вместе с воспитателями организацией всех наших совместных проектов. Вручение благодарностей за помощь в летний период. Воспитатель. Путешествие в страну Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, веселых игр и настоящих друзей! Только вперед! Звучит музыка «Берегите своих детей!»