2023 2022
2 (220) 2023

Герасименко В.С. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-1.pdf

Актуальность

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики: развитие всесторонней личности ребенка.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

Цель:

Повысить уровень собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

ü Способствовать накоплению у детей эстетического опыта, читая и обсуждая сказки; воспитывать культуру речи, учить рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей; побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

ü развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.

ü развить представления об окружающем мире;

ü Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведения и поведению других.

ü Содействовать развитию общей и мелкой моторики, координации движений;

ü Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.

Формы работы с детьми:

ü совместная деятельность воспитателя с детьми:

ü индивидуальная работа с детьми

ü свободная самостоятельная деятельность детей.

ü чтение сказок детям педагогом; ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;

ü инсценировка вместе с детьми отрывков из текста;

ü загадывание загадок; работа с пословицами и поговорками;

ü рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

ü раскрашивание черно-белых иллюстраций к сказкам;

ü имитация процесса чтения в эгоцентрической речи - это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;

ü воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;

ü сочинение собственных сказок на основе прочитанного взрослым текста;

ü рисование и лепка на основе прочитанных взрослым сказок;

ü придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);

ü придумывание вопросов героям текста;

ü проигрывание придуманного конца сказки.

Формы работы с родителями:

ü консультации, мастер-класс

ü индивидуальные и групповые беседы

ü оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)

ü привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

ü проведение встреч-обсуждений по теме самообразования

Ожидаемые результаты

ü Повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

ü Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы

ü Развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.

ü Умение передавать художественный образ в рисунке

ü Знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.

ü Сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;

ü Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью.

Этапы реализации плана самообразования:

1. Подготовительный.

ü Определение проблемы проекта;

ü Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования;

ü Изучение материалов на интернет-ресурсах;

ü Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в воспитании и обучении детей 3-5 лет;

ü Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

2. Практический этап.

Для детей.

ü Изготовление демонстрационного материала, атрибутов связанных со сказкотерапией

ü Познакомить детей со сказками.

ü Образовательная деятельность с использованием сказок.

ü Рассматривание иллюстраций по сказкам (выделить героев, определить их характер).

ü Чтение и рассказывание сказок.

ü Сюжетно – ролевые игры: «В гости к сказкам», «Поможем сказке» и т. д.

ü Подбор загадок по сказкам.

ü Пальчиковые игры по сказам.

ü Подвижные игры

ü Рисование

ü Настольные игры

Для родителей.

ü Помощь родителей в подборе сказок.

ü Чтение сказок с родителями дома.

ü Рисунки родителей и детей «Моя любимая сказка».

3. Заключительный.

ü Обобщение результатов

ü Подведение итогов

ü Показ инсценировки сказки.

Перспективный план работы.

Сентябрь

ü Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Роль сказкотерапии для всестороннего развития детей дошкольного возраста».

ü Консультации и папки -передвижки для родителей: «Сказки в жизни ребенка», "Чему чат сказки", "Сказкотерапия"

ü Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души».

Октябрь.

1.Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

2.Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Учите
детей любить книгу».

3. Пополнение центра книги в группе новыми книгами с русскими народными сказками, дисками, терапевтическими сказками с иллюстрациями для чтения детям

4. Инсценировка русской народной сказки «Репка».

5. Пальчиковая гимнастика «Репка»

6. Дидактическая игра. Выложи сказку «Репка».

7. Чтение потешки «Репка»

Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Методические приёмы: работа по книге Шороховой О.А" Играем в сказку"

2. Рассказывание русской народной сказки «Колобок».

3. Пальчиковая игра «Колобок»

4. Показ настольного театра «Колобок».

5. Инсценировка сказки «Колобок».

6. Подвижная игра «Колобок»

6. Аппликация «Катиться колобок по дорожке»

7. Чтение потешки «Колобок»

Декабрь.

1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

Методические приёмы:

Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

Настольно – печатные игры по мотивам сказок
(разрезные картинки, лото).

2.Выставка работ
(дети и родители) «Любимые сказки».

3. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

4. Показ настольного театра «Теремок».

5. Вспомним сказку по иллюстрациям.

6. Пальчиковая игра «Теремок»

7. Чтение потешки

8. Подвижная игра «Теремок»

9. Инсценировка сказки «Теремок»

10. Отгадывание загадок по сказке «Теремок»

Январь.

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

2. Чтение русской народной сказки «Зимовье»

3. Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский.

4. Консультация для родителей: «Сказкотерапия, как воспитательная система, органичная внутренней среде человека».

5. Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

6. Чтение русской народной сказки «Курочка ряба»

7. Рассказывание детьми сказки «Курочка ряба».

8. Чтение стихотворения «Цыплята»

9. Пальчиковая гимнастика «Про курочку рябу»

10. Рисование «Цыплята на лужайке»

11. Инсценировка сказки «Курочка ряба»

Февраль.

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

2. Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

3. Мини-викторина по мультфильмам.

4. Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского

5. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

6. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят».

7. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

8. Показ настольного театра «Маша и медведь».

9. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь».

10. Чтение потешки «Солнышко»

11. Подвижная игра «У медведя во бору»

12. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

13. Раскрашивание медведя.

Март.

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

2.Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский.

3. Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

4. Дидактическая игра: «В гостях у сказки».

5. Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

6. Индивидуальные беседы с родителями: «Сказкотерапия детских проблем».

7. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».

8. Показ настольного театра «Волк и козлята».

9. Игры-имитации «Волк», «Козлята».

10. Рассказывание сказки «Волк и козлята».

11. Пальчиковая гимнастика «Козочка»

12. Подвижная игра «Как мы поили козлят»

13. Аппликация «Домик». Учить детей составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность; правильно располагать его на листе. Закреплять знание геометрических фигур (квадрат, треугольник).

Апрель.

1.Изучение темы «Сказкотерапия -одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ».

2. Подготовить статью для публикации в СМИ по теме самообразования "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста" (из опыта работы на своей возрастной группе)

3. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

4. Показ настольного театра «Заюшкина избушка».

5. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка».

6. Пальчиковая гимнастика «Новый дом»

7. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

8. Потешки про зайку

9. Загадки по сказке

10. Нетрадиционная техника рисования «Заюшкина избушка». Знакомить с нетрадиционными методами рисования, ледяной дом рисовать кирпичики картошкой, деревянный проводить линии кистью.

Май.

1. Самоанализ плана по самообразованию.

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

3. Чтение русской народной сказки «Три медведя».

4. Показ настольного театра «Три медведя».

5. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).

6. Слушание аудиозаписи сказки «Три медведя».

7. Конструирование из строительного материала «Дом для медведя», стол, стульчик, кроватка для Маши.

8. Подвижная игра «Мишка вылез из берлоги»

9. Лепка «Миски для медведей». Упражнять в скатывании шаров из пластилина круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка, учить пальцами делать углубление.

Список литературы:1. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

2.Иванова И. Э.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей.

3. Ильин И.: «Духовный мир сказки». Просвещение 2001г.

4. Руденко А.В. "Игры и сказки, которые лечат"

5. Ткач Р.М "Сказкотерапия детских проблем"

6. Шорохова О.А "Играем в сказку"