Выпуск № 75 (150) 2021

Мазикина А.С., Киселева А.В. Использование лэпбука как средства вовлечения семьи в образовательный процесс дошкольной организации

Вопрос о сотрудничестве семьи и детского сада сейчас особенно актуален. В настоящее время детские сады в России посещают 50% детей дошкольного возраста, и установление нового типа взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания.
Современный педагог все время находится в поиске новых форм организации образовательного процесса. Педагогу важно научиться реагировать на происходящие изменения в сфере образования, грамотно и качественно организовывать совместную и самостоятельную деятельность с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Согласовывая свои действия с родителями, педагоги стараются дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Педагоги стараются привлекать родителей к участию в жизни детского сада. Но в наш технический век существуют некоторые проблемы с родителями: нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве; часть педагогов не стремится эффективно использовать потенциал семьи.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов дошкольных образовательных организаций на необходимость вовлечения родителей в реализацию Программы, в создание условий для своевременного полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности [5].
Для повышения родительской компетентности очень важно найти новые формы сотрудничества педагога с родителями, создать атмосферу общности интересов на основе конструктивной коммуникации, обогатить воспитательный опыт родителей, помочь осознать собственный опыт, его границы и возможности.
Изучив и рассмотрев множество различных техник и технологий работы с родителями, мы выбрали одну из эффективных и продуктивных – работу по созданию лэпбука.
В исследовании Е.В. Габидуллиной отмечается, что «лэпбук» (lapbook) – сравнительно новое средство обучения, пришедшее в российское образование из Америки. В дословном переводе с английского «лэпбук» значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). По мнению авторов статей, размещенных на разных сайтах и в периодической печати, лэпбук представляет собой тематическую папку, в которую помещены материалы на изучаемую тему. Вместо страниц в папке оформлены различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями. Авторы статей делают акцент на том, что лэпбук – это отличный способ обобщения информации по определенной теме с детьми дошкольного возраста, повторение пройденного программного материала. Его можно также использовать и при освоении детьми нового содержания. При создании лэпбука ребенок научается самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Работа с лэпбуком может осуществляться по-разному в зависимости от образовательных задач [2].
Технология использования лэпбука – это технология личностно-ориентированного обучения, которая направлена на максимальное развитие (а не формирование заранее заданного) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта [1].
Цель использования лэпбука – формирование у дошкольников познавательной активности, поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных способностей в условиях образовательного пространства.
Задачи:
1.       Научить дошкольников ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.
1.       Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.
2.       Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.
3.       Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).
1.       Развивать общую моторику детей.
2.       Развивать поисково-исследовательские навыки детей.
3.       Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
Этапы работы над лэпбуком:
1.       Выбор темы (тема проекта, тема недели).
2.       Составление плана лэпбука.
3.       Составление макета лэпбука.
4.       Оформление лэпбука (подбор материала - из чего будут изготавливать, дидактического материала, наглядного и др.) [4].
Лэпбук – разновидность метода проекта, так как создание лэпбука содержит все его этапы:
1.       Проблема – целеполагание, выход на тему.
2.       Планирование – разработка лэпбука.
3.       Поиск информации – выполнение.
4.       Продукт.
5.       Презентация результата проекта [3].
Разновидности тематических папок:
-         в зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические, папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.;
-         в зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжка-гармошка; фигурная папка.
Организация материала: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали, карточки, теги, стрелки, пазлы, чистые листы для заметок и т.д [3].
В своей педагогической практике мы активно используем лэпбук для вовлечения семьи в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения. Основная цель, которая должна решаться: создание условий для совместной детско-родительской информационно-поисковой деятельности на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи посредством изготовления и использования лэпбука.
Задачи:
1.Для родителей:
-         повышение компетентности по данной теме;
-         укрепление детско-родительских отношений в ходе исследования и создания интерактивной папки, самореализация.
2.Для педагогов:
-         организация эффективного сотрудничества с семьями воспитанников;
-         внедрение новых методов в работу с детьми;
-         обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы серией лэпбуков;
-         распространение педагогического опыта;
-         построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка.
3. Для детей:
-         развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
-         формирование самостоятельности в самообучении.
Рекомендации по изготовлению лэпбук своими руками:
1.       Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Для этого вам понадобятся следующие материалы: картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3); бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой); принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножницы; клей и/или скотч; степлер; декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.).
2.       Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно или за символическую плату в сети Интернет – лучший вариант для новичков (рис. 1).

Рис. 1. Примерный шаблон лэпбука
Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное. Определитесь с темой своей папки. Если вы изготавливаете лэпбук для дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными. К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку. Создайте основу тематической папки. Существует три основных варианта: базовый, базовый с добавлением 1-2 расширений и сдвоенный базовый. Изготовление таких основ подробно показано на картинке (рис. 2):

Рис. 2. Варианты изготовления лэпбука
Распланируйте, какую именно информацию по выбранной теме будет содержать ваша папка. Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Ворде (Пэйнте или программе-проектировщике), выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации. Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация. Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука.
Таким образом, лэпбук – это интерактивная тематическая папка с множеством приспособлений для какой-либо информации – с кармашками, дверцами, окошками, конвертами, прорезями, подвижными деталями и т.п. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из зарубежной педагогики. Это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала. Работа с ним учит детей мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, не только расширяя кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Он развивает детское воображение, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, активизирует общение как со сверстниками, так и со взрослыми, обогащает мир ребенка.
Процесс создания и использования лэпбуков является организованным процессом, требующим от всех участников образовательного процесса заинтересованности, последовательности и т.д. Педагог выполняет роль наставника, который регулирует и направляет деятельность родителей и детей. А родители и дети выступают как основные участники образовательного процесса, реализующие собственно процесс создания лэпбуков.
Библиографический список
1.       Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» / Е. Блохина, Т. Лиханова // Обруч. 2015. №4. С. 29-30.
2.       Габидуллина Е.В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Габидуллина // Пермский педагогический журнал. 2015. № 7. С. 146-148.
3.       Методические рекомендации «Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н.И. Калашникова, Л.В. Трухачёва. Строитель, 2018. 24 с.
4.       Пироженко Т. Лэпбук «Золотая осень» / Т. Пироженко// Дошкольное образование. –2014. №11. С. 12.
5.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.