Мазикина А.С., Киселева А.В. Использование лэпбука как средства вовлечения семьи в образовательный процесс дошкольной организации
Вопрос о сотрудничестве семьи и детского сада сейчас особенно актуален. В настоящее время детские сады в России посещают 50% детей дошкольного возраста, и установление нового типа взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания. Современный педагог все время находится в поиске новых форм организации образовательного процесса. Педагогу важно научиться реагировать на происходящие изменения в сфере образования, грамотно и качественно организовывать совместную и самостоятельную деятельность с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Согласовывая свои действия с родителями, педагоги стараются дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Педагоги стараются привлекать родителей к участию в жизни детского сада. Но в наш технический век существуют некоторые проблемы с родителями: нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве; часть педагогов не стремится эффективно использовать потенциал семьи. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов дошкольных образовательных организаций на необходимость вовлечения родителей в реализацию Программы, в создание условий для своевременного полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности [5]. Для повышения родительской компетентности очень важно найти новые формы сотрудничества педагога с родителями, создать атмосферу общности интересов на основе конструктивной коммуникации, обогатить воспитательный опыт родителей, помочь осознать собственный опыт, его границы и возможности. Изучив и рассмотрев множество различных техник и технологий работы с родителями, мы выбрали одну из эффективных и продуктивных – работу по созданию лэпбука. В исследовании Е.В. Габидуллиной отмечается, что «лэпбук» (lapbook) – сравнительно новое средство обучения, пришедшее в российское образование из Америки. В дословном переводе с английского «лэпбук» значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). По мнению авторов статей, размещенных на разных сайтах и в периодической печати, лэпбук представляет собой тематическую папку, в которую помещены материалы на изучаемую тему. Вместо страниц в папке оформлены различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями. Авторы статей делают акцент на том, что лэпбук – это отличный способ обобщения информации по определенной теме с детьми дошкольного возраста, повторение пройденного программного материала. Его можно также использовать и при освоении детьми нового содержания. При создании лэпбука ребенок научается самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Работа с лэпбуком может осуществляться по-разному в зависимости от образовательных задач [2]. Технология использования лэпбука – это технология личностно-ориентированного обучения, которая направлена на максимальное развитие (а не формирование заранее заданного) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта [1]. Цель использования лэпбука – формирование у дошкольников познавательной активности, поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных способностей в условиях образовательного пространства. Задачи: 1. Научить дошкольников ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения. 1. Обучать детей всесторонне смотреть на проблему. 2. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации. 3. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление). 1. Развивать общую моторику детей. 2. Развивать поисково-исследовательские навыки детей. 3. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи. Этапы работы над лэпбуком: 1. Выбор темы (тема проекта, тема недели). 2. Составление плана лэпбука. 3. Составление макета лэпбука. 4. Оформление лэпбука (подбор материала - из чего будут изготавливать, дидактического материала, наглядного и др.) [4]. Лэпбук – разновидность метода проекта, так как создание лэпбука содержит все его этапы: 1. Проблема – целеполагание, выход на тему. 2. Планирование – разработка лэпбука. 3. Поиск информации – выполнение. 4. Продукт. 5. Презентация результата проекта [3]. Разновидности тематических папок: - в зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические, папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.; - в зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжка-гармошка; фигурная папка. Организация материала: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали, карточки, теги, стрелки, пазлы, чистые листы для заметок и т.д [3]. В своей педагогической практике мы активно используем лэпбук для вовлечения семьи в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения. Основная цель, которая должна решаться: создание условий для совместной детско-родительской информационно-поисковой деятельности на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи посредством изготовления и использования лэпбука. Задачи: 1.Для родителей: - повышение компетентности по данной теме; - укрепление детско-родительских отношений в ходе исследования и создания интерактивной папки, самореализация. 2.Для педагогов: - организация эффективного сотрудничества с семьями воспитанников; - внедрение новых методов в работу с детьми; - обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы серией лэпбуков; - распространение педагогического опыта; - построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка. 3. Для детей: - развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности; - формирование самостоятельности в самообучении. Рекомендации по изготовлению лэпбук своими руками: 1. Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Для этого вам понадобятся следующие материалы: картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3); бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой); принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножницы; клей и/или скотч; степлер; декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.). 2. Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно или за символическую плату в сети Интернет – лучший вариант для новичков (рис. 1).
Рис. 1. Примерный шаблон лэпбука Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное. Определитесь с темой своей папки. Если вы изготавливаете лэпбук для дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными. К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку. Создайте основу тематической папки. Существует три основных варианта: базовый, базовый с добавлением 1-2 расширений и сдвоенный базовый. Изготовление таких основ подробно показано на картинке (рис. 2):
Рис. 2. Варианты изготовления лэпбука Распланируйте, какую именно информацию по выбранной теме будет содержать ваша папка. Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Ворде (Пэйнте или программе-проектировщике), выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации. Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация. Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука. Таким образом, лэпбук – это интерактивная тематическая папка с множеством приспособлений для какой-либо информации – с кармашками, дверцами, окошками, конвертами, прорезями, подвижными деталями и т.п. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из зарубежной педагогики. Это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала. Работа с ним учит детей мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, не только расширяя кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Он развивает детское воображение, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, активизирует общение как со сверстниками, так и со взрослыми, обогащает мир ребенка. Процесс создания и использования лэпбуков является организованным процессом, требующим от всех участников образовательного процесса заинтересованности, последовательности и т.д. Педагог выполняет роль наставника, который регулирует и направляет деятельность родителей и детей. А родители и дети выступают как основные участники образовательного процесса, реализующие собственно процесс создания лэпбуков. Библиографический список 1. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» / Е. Блохина, Т. Лиханова // Обруч. 2015. №4. С. 29-30. 2. Габидуллина Е.В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Габидуллина // Пермский педагогический журнал. 2015. № 7. С. 146-148. 3. Методические рекомендации «Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н.И. Калашникова, Л.В. Трухачёва. Строитель, 2018. 24 с. 4. Пироженко Т. Лэпбук «Золотая осень» / Т. Пироженко// Дошкольное образование. –2014. №11. С. 12. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.