2023 2022
1 (219) 2023

Гончарова Т.С. НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-2.pdf

Аннотация. В статье представлены результаты работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей в ДОУ средствами музейной педагогики. Раскрыты формы и методы работы, направленные на формирование у дошкольников патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине.

Ключевые слова: музейная педагогика, духовно-нравственное, патриотическое воспитание, мини-музей, дети дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях развития Донецкой Народной Республики. Сегодня радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи.

Республиканской программой патриотического воспитания граждан Донецкой Народной Республики на 2020-2022 гг. обозначена главная цель: создание условий для повышения гражданской ответственности в обществе и воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, ведущего здоровый образ жизни, имеющего активную жизненную позицию [6, с.11].

Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ГОС ДО) в качестве одной из главных задач дошкольного образования названо объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, общества, государства [2, с.5].

На основании ГОС ДО была разработана Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность». Одной из задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» Программа ставит воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств [8, с.23].

Воспитательно-образовательная программа «Донбасс – мой край родной» базируется на идеях и принципах ГОС ДО и нацелена на формирование у детей дошкольного возраста духовно-нравственного и патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине через познание историко-национальных и природных особенностей родного края. В работе с детьми необходимо дать им представления об истории, символике, культурных традициях, особенностях природы, промышленности, знаменитых людях своего города, страны, воспитывать уважение к защитникам Отечества [3, с.6].

Актуальность этих задач должна учитываться при разработке инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых направлений в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение призвано формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические проявления у ребенка имеют свои особенности и свои воспитательные задачи, исходя из которых, определяются эффективные формы и методы работы с детьми, родителями, педагогами.

В исследованиях Маханевой М.Д., Морозовой А.И., Мельниковой О. В., Чумаловой Т. отмечается, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма. Возможности воспитания патриотизма у детей не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка проектов, методических рекомендаций. Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные проекты, является музейная педагогика.

Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим дошкольное учреждение и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей дошкольного возраста. Музейная педагогика дает ребенку целостную картину мира, позволяет раскрыть и развивать свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом. Средства музейной педагогики, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить духовно- нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими рядом. Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, педагогами творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой) [4,5,9].

Анализ работ Байдиной Е. А., Рыжовой Н. А., Логиновой Л. В., Данюковой А. И. позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов музейной педагогики при использовании мини-музеев в ДОУ способствует решению следующих задач:

● учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

● формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

● формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

● формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;

● развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

● вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

● развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Авторы подчеркивают воспитательную функцию мини-музеев, их значимость в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста [1,7].

Цель статьи – познакомить с результатами работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей в ДОУ средствами музейной педагогики, в частности мини-музеев.

В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, Донецк – не исключение. Но часто ли дети бывают в них? Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Проблему решает создание мини-музеев в ДОУ, т.к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс средств музейной педагогики. В условиях дошкольного учреждения невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в дошкольном учреждении называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев – участие в их создании воспитанников и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, старшие дошкольники проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей – познавательный центр, результат совместной работы педагогов, детей и родителей, а также – это эффективное средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:

● помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;

● способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;

● позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Мини-музеи позволяют педагогам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музея можно организовать кратковременные выставки. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями в других группах. При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами дети. Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея. Задача воспитателя не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.

Одна из форм работы в этом направлении – создание в дошкольном учреждении Комнаты Боевой Славы, а также мини-музеев в группах, в которых могут быть размещены созданные педагогами, детьми и родителями фотоальбомы «Защитники Отечества», «Армия ДНР», фотовыставки, выставки рисунков и поделок на военные темы, книги мини-рассказов «Подвиги наших предков».

В нашем дошкольном образовательном учреждении совместными усилиями педагогов и родителей воспитанников организован Уголок Боевой Славы «Память поколений». Уголок Боевой Славы состоит из 3-х фоторазделов: «Герои Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.» (с фотографиями участников боевых действий - родственников детей и сотрудников учреждения), «Воины Советской Армии 1950-1980 гг.» (с фотографиями родственников детей и сотрудников, проходивших воинскую службу в различных родах войск и в разное время, в том числе воинов-интернационалистов Афганистана), «Герои Донецкой Народной Республики» (фотографии защитников Донецкой Народной Республики). Также в Уголке Боевой славы организуются сменные выставки рисунков и поделок на военные темы ко Дню Защитников Отечества, Дню Победы, Дню Республики, Дню освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

В 2021-2022 учебном году в дошкольном образовательном учреждении был проведен семинар-практикум «Использование средств музейной педагогики в работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ», целью которого стало повышение профессиональной готовности педагогических кадров к реализации нового Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В ходе семинара – практикума решались следующие задачи: развивать умение педагогов моделировать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта дошкольного образования; способствовать развитию готовности педагогов к внедрению инновационных форм, видов образовательного процесса с воспитанниками.

В работе с педагогами были использованы такие интерактивные приемы: моделирование образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей: особенности развивающей предметно-пространственной среды, методы, приемы, педагогические технологии, методические пособия, с помощью которых у детей дошкольного возраста будет формироваться духовно-нравственное и патриотическое отношение и чувство сопричастности к малой родине через познание историко-национальных и природных особенностей родного края. Педагоги разрабатывали содержание и тематику проекта «Есть такая профессия – Родине служить» для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также составляли планы-конспекты экскурсий-осмотров Уголка Боевой Славы нашего дошкольного учреждения.

Не менее важной в нравственно-патриотическом воспитании детей является тесная взаимосвязь с родителями. Привлечение родителей к проблемам гражданско-патриотического воспитания и развития детей способствовало установлению благоприятного микроклимата в отношениях между педагогами, детьми и родителями и создало благоприятные условия для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Анализируя положительную динамику результатов нашего опыта работы по организации мини-музеев, мы пришли к выводу: использование средств музейной педагогики позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов занятий.

Библиографический список1. Байдина, Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. / Е. А. Байдина // Справочник старшего воспитателя. – 2013. – № 2. – С.25-34.

2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 октября 2021 г. № 128-НП – URL: // https://www.mondnr.ru. ucoz.net/_ld/5/535_Uat.pdf (дата обращения: 01.11.2022).

3. Донбасс – мой край родной: воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е. В., Савченко М. В., Макеенко Е. П., Губанова Н. В., Котова Л. Н., Бридько Г. Ф. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 48 с.

4. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие / М. Д. Маханева. – Москва: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

5. Музейная педагогика. Из опыта методической работы / Под ред. А. И. Морозовой, О. В. Мельниковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.

6. Республиканская программа патриотического воспитания граждан Донецкой Народной Республики на 2020-2022 гг. (Утверждена Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 30 апреля 2020 г. № 22-3).

7. Рыжова, Н.А. Мини -музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова. – Москва: Линка – Пресс, 2010. – 96 с.

8. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Макеенко Е. П., Котова Л. Н., Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.

9. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 10. – С.10-12.