Лесникова Т.Е. Конспект непрерывно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Всегда побеждает добро»
Цель: формирование у детей добрых качеств. Задачи Обучающие: закрепить у детей названия художественных произведений и уметь давать характерные особенности героев (добрые или злые); активизировать словарь детей. Развивающие: развивать нравственные качества; учить детей придумывать слова противоположные по смыслу; развивать выразительность речи в театрализованной деятельности. Воспитательные: поощрять проявление таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, уважение друг к другу. Образовательные области: Приоритетная: познавательное развитие. В интеграции: социально-комму-никативное развитие, речевое развитие. Виды детской деятельности: Речевое: словесные игры «Назови пословицы», составление описательных рассказов по картинкам Восприятие художественной литературы: чтение отрывков произведений Игровая: показ драматизации сказки Коммуникативная: дидактические игры «Скажи, наоборот» с подбором картинок, противоположного значения Форма организации НОД: Фронтальная. Методы и приемы, используемые в НОД: Словесные: беседы. Наглядные: показ презентации, рассматривание иллюстраций. Игровые: сюрпризный момент (цветик – семицветик). Двигательная: перемещение по группе. Методы повышения эмоциональной активности: эмоциональный настрой, игровые и воображаемые ситуации. Предварительная работа: С детьми: чтение сказок – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», сказки С. Маршака «12 месяцев», Г. Х. Андерсена «Снежная королева».Работа над артистичностью и эмоциональностью при драматизации сказок. С родителями: изготовление атрибутов для показа сказки, закрепление знаний пословиц о добре. С литературой и интернет источниками: «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Оборудование: для педагога: проектор, презентация по сказкам, аудиозапись песни, флешка с видео, карточки с заданиями для детей: цветик - семицветик, шкатулка, письмо, мяч, иллюстрации с различными нравственно-этическими ситуациями, набор картинок с противоположным значениями, сундук с элементами костюмов сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Вводная часть (Воспитатель раскладывает картинки на столе, дети подходят и рассматривают картинки) Воспитатель читает стихотворение: Вымыть миску у кота, Напоить водой цветок Он ужасно одинок, Починить сестре игрушку, Пропустить вперёд старушку, Грусть лечить любви словами, Помогать усталой маме, А девчонке незнакомой, Донести портфель до дома. От тепла и доброты, Распускаются цветы. Воспитатель: Что такое доброта? (ответы детей) Улыбнулись? Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй солнышко. Сегодня я хочу поделиться с вами Добротой. Возьмемся за руки и передадим свое Добро и Тепло друг другу. Легонько сожмем ладони, это наше Солнышко Доброты согрело ваши ладони. А теперь вместе скажем: «Не сердись, улыбнись!». Основная часть Воспитатель: Сегодня я приготовила вам сюрприз. Хотите узнать какой? Ну, тогда смотрите (снимает накидку и открывает стебель цветика – семицветика). Воспитатель: Ну, надо же! Цветок где-то потерял свои лепестки. Как выдумаете, что надо сделать, чтобы цветик семицветик стал, как в сказке? (ответы детей). А из какой сказки этот цветок, вы догадались? Дети: Да. Сказка называется «Цветик-Семицветик», а написал её В. Катаев (стук в дверь). Воспитатель: Кто-то пришел к нам в гости. (воспитатель выходит в коридор и вносит флешку). К нам в группу передали флешку, для чего она нужна? (ответы детей). Давайте её включим. (воспитательвключает флешку и показывает видео) «Дорогие ребята! Я, Фея доброты и вежливости, хотела подарить вам волшебный цветок «Цветик-семицветик», но злая колдунья «Злость» перехватила его, заколдовала и спрятала его лепестки в шкатулку. Расколдовать цветок можно, если вы выполните 7 заданий. После каждого правильно выполненного задания шкатулка откроется, и вы получите один лепесток. Воспитатель: Ребята, расколдуем цветик - семицветик? (воспитатель достает первое задание из конверта) Воспитатель: Дети, а вы знаете пословицы про добро? Тогда я уверена, что вы справитесь с этим заданием. (Дети поочередно называют пословицы, перекидывая мяч друг другу) Воспитатель: Посмотрите, ребята, шкатулка открылась, и я достаю первый лепесток. Воспитатель: Какое же будет второе задание? Нам предлагает фея поиграть в игру «Скажи, наоборот» с подбором картинок с противоположным значением: -Злой – добрый -Ленивый – трудолюбивый -Жадный – щедрый -Грустный – веселый -Огорчить – обрадовать -Трусливый – храбрый -Грубый – ласковый -Поругать - похвалить -Равнодушный – заботливый -Неряшливый – аккуратный -Крикливый – молчаливый. Воспитатель: Посмотрим, откроется шкатулка. Дети вы, выполнили и это задание. Вот и второй лепесток. Воспитатель: В третьем задании нам предлагают выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки, и рассказать о них. (Дети описывают картинки достают еще один лепесток) Воспитатель: Какое же задание придумала злая волшебница на этот раз. Она предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко». Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте. • Растает даже ледяная глыба от слова теплого - (Спасибо) • Зазеленеет старый пень, когда услышит – (Добрый день) • Когда вас ругают за шалости, вы говорите – (Простите, пожалуйста) • Ребенок вежливый и развитый, говорит, встречаясь (Здравствуйте) • Где бы ни были, но на прощанье говорим мы (До свиданье) Воспитатель: Еще один лепесток мы с вами расколдовали. А сейчас мы немного отдохнем. Физминутка: Хотите отправиться в страну сказок, тогда в путь: Раз, два, три, четыре, пять Все умеем мы считать Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим Голову поднимем выше И легко-легко подышим И наклонимся вперед – Мы отправимся в полет А теперь мы приземлились Крылья наши все сложились И мы в сказке очутились. Воспитатель: Слушайте отрывки из ваших любимых сказок, в которых есть добрые и злые герои. Если сказку назовете, то в нее вы попадете. (Показ презентация) Воспитатель: Назовите добрых героев этой сказки, а теперь назовите злых. (Ответы детей) 1. «Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет. Три сестры бросились одна перед другой к яблоньке. А яблочки - то висели низко, под руками, а тут поднялись высоко, далеко над головами. Воспитатель: Узнали эту сказку? Тогда назовите ее. Дети: русская народная сказка «Хаврошечка» Воспитатель: Кто из героев этой сказки вам нравится и почему? А кто не нравится? (Ответы детей) Воспитатель: А теперь следующая сказка. 2. «За окном порхали Снежинки. Одна из них побольше упала на край цветочного ящика и начала расти, пока, наконец, не превратилась в женщину. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда; и всё, же живая…». Воспитатель: Кто из вас назовет эту сказку? Дети: сказка Г. Х. Андерсена «Снежная королева» Воспитатель: А как звали смелую добрую девочку, которая спасла Кая? Назовите героев сказки, которые помогали девочке в трудную минуту. А теперь назовите тех, кто мешал. (Ответы детей) Воспитатель: Слушайте внимательно следующую сказку. 3. «Шел январь месяц. Снегу намело столько, что деревья стояли по пояс в сугробах. Люди сидели в домах и топили печки. В такую – то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: -Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница…». Воспитатель: Подумайте над этим отрывком из сказки? Дети: сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Воспитатель: Что вы можете сказать о героях этой сказки? 4. «Одному козленочку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит побережку около воды и зовет:«Аленушка, сестрица моя!Выплынь, выплынь на бережок». Воспитатель: Как называется эта сказка? Дети: русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Воспитатель: Что вы можете сказать о героях этой сказки? (ответы детей) Заключительная часть Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. Что вам запомнилось сегодня? (ответы детей) Давайте скажем волшебные слова цветика - семицветика и пожелаем себе и своим родным, что-то доброе и сокровенное. (Дети произносят слова) Лети, лети лепесток через запад на Восток, Через Север, через Юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли будь по-моему вели: А что бы вы хотели пожелать доброго для себя или своей семьи? (дети передают друг другу цветик-семицветик, произнося желание) Воспитатель: А что это за сказочный сундук тут появился? Дети: давайте посмотрим, что там? (дети открывают сундук с элементами костюмов для драматизации сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») Воспитатель: Я предлагаю вам показать сказку о добре и зле для малышей, которая называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», но сначала надо распределить роли (дети самостоятельно распределяют роли, выбирают атрибуты костюмов и переходят самостоятельную деятельность).