2023 2022
2 (220) 2023

Королькова О.А. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf

Психологические проблемы эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста тесно связаны с проблемами нравственности и построения отношений с окружающими людьми. Нравственное воспитание никогда не теряет своей актуальности в детском возрасте. С ним связаны чувства, переживания и, главное, гуманность (человечность). Гуманность ориентирует человека на построение межличностных отношений, которые отражают его сущность. Личность невозможна без учета ее нравственной стороны.

Однако, понимание нравственности не всегда адекватно отражает сущность самого явления, в зависимости от культурных особенностей, нравственность нередко интерпретируется как социально обусловленные эталоны поведения, как общественные образцы и дальше, как общественные стереотипы. Как правило, общественные стереотипы нередко становятся барьерами в эмоциональном развитии ребенка.

Эмоциональный интеллект дает человеку личностную свободу, так как в ситуации взаимодействия у него возникает осознание и принятие выбора способа своего поведения. А это значит, что он свободен от своих предрассудков и даже культурных стереотипов. Человек, который «эмоционально умен», ведет себя более уверенно, поскольку он понимает себя и переживания собеседника. Можно сказать, что человек «эмоционально умный» — более «гибкий» в поведении.

Если в моральном воспитании большое внимание уделяется оценке «хорошо — плохо», то в развитии эмоционального интеллекта акцент делается именно на поиске «золотой середины» между «хорошо» и «плохо», между тем, что принято большинством в обществе и тем, что можно применить для человека в данный момент, как лучше поступить по отношению к нему. Следовательно, эмоциональный интеллект — это непрерывный процесс вчувствования, оценивания выбора действий, причем здесь выбор обоснован не столько принципами и правилами поведения, сколько умением встать на место другого и почувствовать его переживания.

Наблюдение поведения и отношений детей показывает, что те из них, кто воспринимает и понимает эмоции, более отзывчивы по отношению к своим сверстникам, быстро адаптируются в новых условиях и активны в сотрудничестве.

Для выработки эмоционального интеллекта человеку необходим и объективный опыт. Ведь умение поставить себя на место другого и почувствовать его переживания — это объективизация своей жизненной ситуации. Такое умение поможет развивать в ребенке позицию взрослого. Благодаря этому он сумеет правильно сориентироваться в окружающем.

Если наряду с теми нормами нравственности, которые должны учитываться при выборе поступка, у ребенка возникает эмоциональный отклик на переживания других людей, то в результате он приобретает опыт эмоциональной информации. А в современной действительности очень важно, чтобы не только ребенок становился «эмоционально разумным», но и окружающие его взрослые: родители и педагоги.

Через какие же образовательные формы, методы и технологии можно развивать эмоциональный интеллект и нравственность?

Одной из продуктивных форм работы считаются психологические игры.

Хотелось бы поделиться такой игрой «Мишка в домике» авторы А. Захарова, Е. Кирюшина.



Играя, можно учить ребенка распознавать и называть свои чувства, понимать, когда и почему они возникают, говорить о том, что хочется сделать в сложных ситуациях, и как можно с чувствами справиться. Дети работают с базовыми эмоциями -страха, злости, грусти и отвращения, определяют непростые жизненные ситуации, возможные способы проявления сильных чувств, то есть способы поведения в сложных эмоциональных ситуациях, определяют способы самостоятельной помощи себе в этих ситуациях. Получают разнообразные ресурсы- не только в конкретной ситуации, но и вообще в жизни.



Варианты данной игры можно разнообразить: это может быть индивидуальная игра на проработку нескольких состояний, или одного важного на данный момент (например, работа со страхами). Это может быть подгрупповая игра с детьми, которые проявляют поведенческие особенности (агрессия, конфликтность, замкнутость и т.д.). Также это может быть семейная игра, на отработку родительско- детских отношений, где родители также делятся своими чувствами, а ребенок помогает им справиться с трудностями.

Работа с интеллект-картами.



Знакомясь с дошкольниками с базовыми эмоциями, с определением их по цветовым параметрам, по мимике, жестам, походке, погоде, музыке и т.д, мы составляем постепенно интеллект – карту. По итогу работы с эмоциональными состояниями по карте ребенку будет легко рассказать и запомнить все то, с чем мы работали. Карта представляет собой набор картинок на липучках и игровое поле, куда эти картинки крепятся. Сегодня эта карта может быть только про Радость, а завтра про все эмоции сразу, в зависимости от задачи, которую ставит педагог. Возможно, что карта идет от определенной конфликтной ситуации, и тогда она разворачивается по-другому (Какая эмоция была у Миши в этой ситуации, какая у Маши?).

Работая с семьей над распределением обязанностей, правил, над развитием ответственности, умением отвечать за свои поступки, за исполнение своих обязательств, также можно использовать интеллект- карты.



В работе с эмоциональным интеллектом также очень важна рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Обычно рефлексия проводится в конце какого - либо мероприятия. Способов и приемов рефлексии очень много. Хотелось бы представить один из них: технологию «Кубики Блума».

Представленные кубики можно использовать как в работе со старшими дошкольниками, так и с педагогами, родителями.

На одном кубике стороны с такими фразами: «Сегодня мне понравилось», «Сегодня мне было трудно», «Сегодня меня удивило», «Сегодня я узнал», «Сегодня мне было интересно», «Сегодня у меня получилось». Кубики на липучках, картинки могут меняться.

Другой вариант кубика «Метод Шести Шляп», также интересен для рефлексии и развитию эмоционального интеллекта в целом.

Техник, форм, способов и методов работы с эмоциональным интеллектом, воспитанием нравственных качеств огромное количество, важно не забывать о принципах системности, индивидуальности. Но, прежде чем сформировать эмоционально грамотного, нравственного дошкольника, необходимо развивать эти качества в первую очередь взрослым: родителям и педагогам.

Библиографический список:1. Адамова, П. А. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации / П. А. Адамова [и др.] // Образование и воспитание. — 2017. — № 2. — С. 21—24.

2. Савенков, А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей / А. И. Савенков. — Москва: НКЦ, 2015.

3. Савенкова, Т. Д. Развитие эмоционального интеллекта ребенка средствами игровой и художественной деятельности / Т. Д. Савенкова, 3. В. Пархимович // Известия института педагогики и психологии образования. — 2018. — № 1. — С. 100—113.

4. Семенака, С. И. Развитие социального интеллекта дошкольников в контексте нравственного воспитания / С. И. Семенака, О. А. Хальченко // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. — 2016. — № 4 (5). — С. 52—57