2023 2022
1 (219) 2023

Рябова Д.В. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf

Цель: Развивать умения делать осеннее дерево посредством пластилинографии.

Задачи:

1.Раскрывать знания о многообразии растительного мира.

2. Учить использовать для работы различный материал.

3.Развивать у детей выразительность в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: альбомные листы с силуэтом дерева размером ½, с готовой основой (делаем заранее тонированние самими детьми на листе), набор пластилина, простой карандаш, манная крупа, салфетка для рук, осенние листья, иллюстрации с изображением осени. Магнитофон, запись музыки.

Предварительная работа: Беседа на прогулке о признаках осени, наблюдение за деревьями (смена окраски листьев, листопад, растениями, птицами). Чтение и заучивание стихотворений об осени.

Ход деятельности

1.Организационная часть

Воспитатель предлагает детям загадку:

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

(Осень)

Воспитатель: Верно. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим об осени. Осень очень красивое время года. Перед тем как расстаться со своей одеждой осень надевает самый красивый наряд – разноцветные платья из листьев цветов пожелтевшей травы.

Воспитатель: Почему так говорят? (листья на деревьях желтеют, становятся словно золотыми).

Воспитатель: Листья на деревьях осенью не только желтеют. Как они ещё меняют цвет? (становятся разноцветными, багряными). Деревья надевают разноцветный наряд. На прогулке мы с вами часто наблюдали за листочками, послушайте и скажите, что это за явление:

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад-

Это просто …(листопад)

Воспитатель: Правильно, а теперь поиграем в игру.

Игра «Найди свою пару»

Дети стоят по кругу, в центре листья (по количеству детей и подобраны так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три, - лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найди себе пару - листочек такого же цвета», (другие задания: большой и маленький, или листья одного размера, с одного дерева).

Дети садятся на свои места

Воспитатель: Сегодня, я вам предлагаю поучаствовать в создании осеннего дерева. Но не красками, а при помощи пластилина. Силуэты дерева будет слегка выпуклым, и сохранять объём, а зелёную листву изобразите при помощи крупы манной, а разноцветные при помощи пластилина.

Но для начала выполним разминку для наших пальчиков

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать:

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Мы их соберем (сжимают, разжимают кулаки)

И маме осенний букет принесём (вытягивают ладони вперед).

2.Практическая часть:

1. Определить с детьми строение дерева: ствол к вершине постепенно утончается, у земли, наоборот, ствол шире. Ветки отходят от ствола с двух сторон, внизу более длинные, короткие наверху ствола. По бокам основных веток расположены маленькие веточки - деточки.

2. Из кусочков коричневого пластилина делаем дерево. Вначале скатываем длинную «колбаску» и делаем ствол дерева. Слегка прижать верхушку, не расплющивая, чтобы она осталась тонкой, в нижней части ствола «колбаску» следует прижать к альбомному листу, чтоб она стала шире. Слегка размазать, предать рельефную форму ствола.

3. Накатать тонких коричневых (чёрных) «колбасок» и выложить их по контуру веточек (длину которых регулировать стекой).

4. Одну из «колбасок» стекой нарезать на маленькие отрезки, раскатать из них много шариков, распределить, их на ветке, не прижимая. Сверху на каждый шарик положить (зелёную) чечевицу и надавить слегка пальчиком, чтобы пластилиновый шарик под семечкой расплющился и прикрепился к основе. То же сделать с опавшими на землю листиками около дерева.

5.Чтобы сделать цветные листики из пластилина нам понадобится (бардовый, жёлтый или оранжевый) пластилин. Выбор цвета. Раскатать из этого пластилина колбаску, нарезать её на равные части. Взять одну отрезанную часть – сплющить, у каждой кончик с обеих сторон заострить (придать форму листочка), закрепить на дереве, и рядом на земле около дерева.

3.Заключительная частьПо окончанию работы рассмотреть с детьми, получившиеся осенние деревья. Похвалить детей. Оценить оформление. Вспомнить какие материалы использовали при создании деревьев.