Выпуск № 30 (105) 2021

Реус М.М., Молочная Е.В. Язык как способ сохранения духовного наследия человечества

 «Язык есть вековой труд целого поколения».

В.И. Даль

Язык – бесценный дар, которым наделен человек. В нем одухотворяется весь народ и вся его история. Через материнский язык закладывается тот фундамент, который я назвала бы детством родного языка, его изучение прививает «культурность» (т.е. умение говорить и писать). Посредство родного слова от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому – народ; к тайнам его языка, его культуре, славе его многочисленных поколений. Он соединяет человеческие души, историю современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Вот почему воспитывать и творить детство родного языка - дело весьма ответственное. Не зря К.Д. Ушинский придавал родному языку воспитательное и познавательное значение. Вспомним в связи с этим его вдохновенные слова о родном языке: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу родной груди родного слова. Оно объяснит ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ… Этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу». Казалось, можно было бы петь родному языку задушевную песню, но ситуация с ним такова, что приходится говорить о нём с болью и горечью.
Международный день родного языка был провозглашён Генеральной конференцией ЮНЕСКО, по подсчётам которой из 6 тысяч языков, существующих в мире примерно половины, может в скором будущем лишиться своих последних носителей. Тогда было решено отмечать этот день 21 февраля, начиная с 2000 года. Главной целью провозглашения этого дня является содействие как многоязычию, так и культурному многообразию.
Все шаги, способствующие распространению родных языков, служат не только языковому разнообразию, но и развитию более глубокого знакомства с культурным и языковым традициям людей по всему миру, а также укреплению солидарности между народами, основанной на диалоге, взаимопонимании и терпимости. Каждый язык считается равным с остальными, поэтому и уделяется столько внимания родному языку, что является уникальным живым наследием человечества и должен быть сохранён и уважаем людьми.
Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Помните, что родной язык вековой опыт народа. Каждый народ - это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни и конечно же, язык. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, каждое слово в нём- словно крупица чистого золота! Сберечь его наша задача.
Литература
1.Ушинский, К. Д.Родное слово. В 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 233 с. — (Серия: Антология мысли)
2.Абрашитова Ф. Г. Роль родного языка в будущей жизни ученика. - М.: Россмен, 2003.
3.Безрукова О. А. Слова родного языка. - М.: Эксмо, 2005.
4.Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1982.
5.Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Логос, 1993.
6.Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., Просвещение, 1985.
7.Куренёв О. В. Культура речевого этикета. - М.: Герда, 2001.
8.Лурия А. Р., Юдович Ф. А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956.
9.Марков А. А. Культура речи и стилистика: Учебник. - М.: Просвещение, 1999.
10.Трубникова О. К. О роли родного и государственного языков в развитии личности ребёнка. - М. Мысль, 2004.
11.Федоренко Л. П., Фомичёва Г. А., Лотарев К. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1977.