2023 2022
2 (220) 2023

Николаева И.В., Гончарова И.И. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНАЯ ДИДАКТИКА»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

Тип проекта: познавательно-речевой

Продолжительность: долгосрочный, 20.09.21 – 31.03.22

По количеству участников: коллективный.

Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, учитель-дефектолог, воспитатель, родители.

Пояснительная записка.

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к одной из важнейших педагогических задач. На завершающем этапе дошкольного образования ребенок должен, прежде всего, хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Проблема развития речи является одной из актуальных в дошкольном возрасте. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, а самое главное, средством совершенного воспитания личности ребёнка.

Мы знаем, что у дидактической игры две цели: одна – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра представляет собой многообразное, педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей. Игра развивает язык, а язык организует игру. Если правильно подобрать игры и упражнения, то они дают возможность благоприятно воздействовать на все составляющие речи. В игре ребенок получает возможность пополнять активизировать и закреплять словарь, развивать связную речь, словесное творчество, коммуникативные навыки и уметь правильно выражать свои мысли.

Использование дидактических игр способствует решению многих задач:

· Формировать грамматический строй языка и т.д.

· Развивать мелкую моторику пальцев рук и произвольное внимание у детей и сосредотачиваться на поставленной цели.

· Побуждать детей к общению друг с другом и объяснению всех своих действий.

· Обогащать словарь и совершенствовать разговорную речь;

· Учить детей четко излагать свои мысли, развивать логическое мышление.

· Воспитывать у детей уверенность в себе, настойчивость в достижении поставленных целей, самостоятельность в решении поставленных задач.

Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями жизни. Особое значение она придавала обучению родному языку. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи, активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов, в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Актуальность.

Использование дидактических игр способствует развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи детей - попытка учить детей радостно, без всякого принуждения. Важную роль в эффективности дидактических игр занимает использование их верным путем. Игра должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели.

В настоящее время, с каждым годом растет число детей, у которых выявляются отклонения в развитии речи, а ведь речь – это один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Анализ теоретических положений и научно – методической литературы показал, что дошкольное детство является началом формирования речевой деятельности детей. В настоящее время растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи, а ведь речь, как мы знаем, является одним из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Именно поэтому дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение со взрослыми и сверстниками, и наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и накладывает очень тяжелый отпечаток на его характер, на его полноценное развитие. Считаем, что выбранная нами тема актуальна, так как игра – основной вид деятельности дошкольников. Она занимает важное место в развитии ребенка. С помощью дидактических игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Использование игр на занятиях способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху. В дидактических играх развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность - необходимые компоненты для полноценного развития речи детей дошкольного возраста.

Гипотеза проекта.

Дидактические игры являются результативным средством обучения. В практике работы дошкольных образовательных учреждений они используются на всех видах занятий.

Развитие активной речи неслышащих дошкольников через дидактическую игру будет протекать более эффективно.

Цель проекта: использование дидактических игр в разных видах деятельности для активизации речи у дошкольников с нарушениями слуха.

Задачи:

Обучающие:

- обучать простым формам монологической и диалогической активной речи в дидактических играх;

- формировать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- расширять и уточнять представления детей об окружающем, формировать обобщённые представления о предметах и действиях;

- развивать понимание речи;

- обогащать и активизировать словарный запас, развивать связную речь;

- учить использовать полученные знания в играх и в повседневной жизни.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать накоплению познавательного опыта;

- развивать мыслительную активность: воображение, память, мышление, в процессе чтения, слушания и просмотра различного материала;

- развивать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках;

- развивать потребность детей в общении посредством речи;

- способствовать развитию фантазии и изобретательности детей в совместной деятельности с родителями;

- способствовать развитию творческих способностей в различных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация, сюжетно-ролевая игра).

Воспитательные:

- воспитывать желание применять полученные знания в повседневной жизни;

- вызывать стремление родителей к совместной деятельности с ребёнком над проектом.

Обеспечение проекта:

Материально-техническое:

• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

• Видео и аудиоматериалы.

Учебно-методическое:

• Материал для НОД и продуктивной деятельности (таблички, плакаты, картинки, природный материал, игрушки, муляжи и т.д.)

• Дидактические игры.

Принципы реализации проекта:

· Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

· Принципы научной обоснованности и практической применимости;

· Принцип полноты, необходимости и достаточности;

· Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

· Принцип интеграции образовательных областей;

· Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

· Принцип решения программных образовательных задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

· Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Участие учителя-дефектолога в реализации проекта: НОД, участие в мероприятиях, совместные целевые прогулки.

Участие воспитателя в реализации проекта: НОД, участие в мероприятиях, совместные целевые прогулки.

Участие родителей в реализации проекта: Совместная с детьми деятельность по изготовлению дидактических игр, выполнение заданий по закреплению материала, тестирование.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие.

Беседы, просмотр видеороликов, презентаций.

Познавательное развитие.

Беседы, дидактические игры, интерактивные игры.

Речевое развитие.

Чтение, ответы на вопросы, бытовые ситуации.

Физическое развитие.

Целевые прогулки, динамические паузы и подвижные игры на занятиях и в свободное время.

Художественно-эстетическое развитие.

Продуктивные виды деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

· Получат дополнительные знания на разных занятиях учителя-дефектолога и воспитателя посредством дидактических игр.

· Осознанно рассматривают сюжетные картинки, демонстрационные плакаты.

· Используют части речи, простые нераспространенные предложения.

· Бережно относятся к игрушкам.

· Умеют играть в дидактические игры с педагогом и самостоятельно.

Педагоги:

· Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.

· Приобретут дополнительный опыт в создании презентаций.

Родители:

· Проявят интерес к совместной деятельности с ребёнком.

· Станут активными участниками реализации проекта.

Этапы проекта.

1. Подготовительный этап (информационно-накопительный).

• Определение темы.

• Формулировка цели и задач.

• Составление системы занятий.

• Информирование педагогов и родителей о предстоящей деятельности.

• Подбор наглядного материала, литературы, мультимедиа, видеозаписей, аудиозаписей.

• Изготовление дидактического материала, дидактических игр.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

• Составление плана реализации основного этапа проекта.

2.Основной этап (организационно-практический)

Реализация проектной деятельности.

• НОД по Развитию речи, ФЭМП, РСВ и обучению произношению.

• НОД по ИЗО, дидактическая игра, труд.

• Сюжетно-ролевые игры.

• Дидактические игры в свободное время.

• Совместное с детьми изготовление игр.

• Просмотр мультфильмов, презентаций, видеороликов.

• Прослушивание аудиозаписей.

План реализации проектной деятельности.

Сроки и вид деятельности.

Сентябрь

Учитель-дефектолог

НОД: ФЭМП с использованием дидактических игр - «Разрезные картинки –числовой ряд», «Цветы в горшочках».

НОД: РСВ и обучение произношению с использованием дидактической игры - «Автоматизация по картинкам в условиях наложения»

Воспитатель

НОД: Аппликация из природного материала.

НОД: Рисование яблока с натуры.

НОД: Аппликация «Натюрморт»

Дидактические игры: Лото «Домашние и дикие животные»,

Лото «Овощи и фрукты», Геометрическое лото.

НОД: Сюжетно-ролевая игра «Рынок».

Работа с родителями (тестирование) «Игровая деятельность дома»

Изготовление книжки-самоделки «Наша улица».

Совместная работа

Работа с родителями (информационный уголок): «Значение дидактических игр для всестороннего развития ребёнка»

Изготовление плакатов с дидактическим материалом.

Дидактические игры по безопасности.

Октябрь

Учитель-дефектолог

НОД: ФЭМП с использованием дидактической игры из природного материала «Сколько грибов у белки?».

НОД: Развитие речи с использованием дидактической игр - «Найди и назови».

Изготовление «Домика желаний» для активизации речи в свободное время.

Изготовление альбома «Логопедические упражнения».

Изготовление игр для дыхания (развития воздушной струи), меняются по временам года.

Воспитатель

НОД: Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»

Дидактические игры: «Что тут стеклянное, деревянное, металлическое, пластмассовое?», «Кто где живёт?»

НОД: Ручной труд «Материалы», «Инструменты»

НОД: Хозяйственно-бытовой труд «Мытьё детской посуды».

НОД: Сюжетно-ролевая игра «Пароход».

Совместная работа

Работа с родителями. Дома дети закрепляли название овощей, готовя салат с родителями.

Инсталляция «Осенний лес». Дидактическая игра «Кто, где живёт?».

Ноябрь

Учитель-дефектолог

НОД: ФЭМП с использованием дидактических игр: на межполушарное взаимодействие «Покажи и назови», «Реши примеры», «Величина».

НОД: РСВ и обучение произношению. Различение слухо-зрительно и на слух фраз, с использованием дидактической игры – побор глагола к существительному.

Изготовление книжек-малышек по разным темам.

Воспитатель

НОД: Аппликация сказки из готовых форм «Красная шапочка».

НОД: Дидактические игры: «Сидит, стоит, лежит, бежит», «Назови, что тут круглое, квадратное, треугольное, прямоугольное, металлическое?»

НОД: Сюжетно-ролевая игра «Самолёт», «Три поросёнка»

Декабрь

Учитель-дефектолог

НОД: ФЭМП с использованием дидактических игр – «Графический диктант», игра на соотношение формы и цвета «Домики».

НОД: Развитие речи – Инсталляция «Зимний сюжет». Составление, чтение текста, обыгрывание по тексту.

Воспитатель

НОД: Рисование: «Машина перед домом»

НОД: Аппликация «Кубик за кубиком», «Дом за домом».

НОД: Дидактические игры: «Летает, прыгает, плавает, ползает», «За-перед»

НОД: Ручной труд «Елочные игрушки»

НОД: Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Совместная работа

Изготовление украшений на ёлку. Дидактическая игра «Назови цвет и форму».

Игры у камина: настольные новогодние дидактические игры.

Январь

Учитель-дефектолог

НОД: ФЭМП с использованием дидактической игры на ориентировку и различение цветов «Куда, какая машина едет?»

НОД: Развитие речи с использованием дидактических игр - «Кто лишний?», что лишнее? «Кроссворд», «Лото – тень животных»

Воспитатель

НОД: Коллективная аппликация «Зима».

НОД: Коллективное конструирование «Наша улица».

НОД: Рисование «Мяч за кубиком».

НОД: Рисование по представлению «Машина перед домом»

НОД: Рисование по представлению «Дом далеко. Дом близко»

НОД: Дидактические игры: «Конструктор»», «Угадай по описанию».

НОД: Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».

Изготовление лепбука для детей «Я люблю играть».

Февраль

Учитель-дефектолог

НОД: ФЭМП с использованием дидактической игры «Математический кроссворд» - решение примеров.

НОД: РСВ и обучение произношению с использованием дидактической игры «Угадай животного», различение на слух голосов животных из сказки.

Воспитатель

НОД: Рассматривание картины И.Грабаря «Февральская лазурь».

НОД: Рисование по индивидуальным текстам «Радуга».

НОД: Рисование «Большая и маленькая машина»,

НОД: Рисование «Куклы разного размера»

НОД: Конструирование «Высокий и низкий дом»

НОД: Конструирование «Широкий и узкий мост»

НОД: Дидактическая игра: «Что тут длинное, короткое, широкое, узкое, высокое, низкое?»

НОД: Ручной труд «Работа с иглой», «Подарок маме», «Подарок папе».

НОД: Сюжетно-ролевая игра «Кот, петух и лиса».

Совместная работа

Целевая прогулка «Покорми птиц зимой». Дидактическая игра «На какую фигуру похоже?».

Март

Учитель-дефектолог

НОД: ФЭМП с использованием дидактических игр – «Части суток»

НОД: Развитие речи с использованием дидактических игр – «Путаница», «Назови одним словом», «Лото – описание предмета».

Совместное изготовление с детьми стенгазеты по дидактическим играм.

Воспитатель

НОД: Рассматривание картины И.Левитана «Весна. Большая вода»

НОД: Лепка: «Кот, петух и лиса».

НОД: Рисование: «Книжка - самоделка».

НОД: Рисование: «Весна пришла».

НОД: Рисование: Герои любимых мультфильмов. Чебурашка»

НОД: Рисование: «Герои любимых сказок».

НОД: Аппликация: «Теремок»

НОД: Дидактические игры: «Зоологическое лото», «Рассыпные слова»

«Летом, осенью, зимой, весной», «Из какой сказки?»

НОД: Ручной труд «Ветка яблони»

Совместная работа

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Изготовление дидактических игр своими руками.

3 этап. Заключительный.

Результаты.

• Отчёт по проекту: показ презентации.

• Показ открытого интегрированного занятия «Путешествие с Красной Шапочкой».

• Выставка по проекту.

Вывод: Таким образом, дидактическая игра является широко распространённым методом активности речевого развития дошкольников. Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей при помощи дидактических игр. Это будет способствовать обогащению словарного запаса, научит детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, повысит коммуникативные способности. Мы считаем, что дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей к материалу, разнообразить учебную деятельность ребёнка, внести занимательность в процесс обучения. На основе проведённой работы мы можем сказать, что дидактическая игра, как средство развития речи детей, является одним из важнейших методов воспитания и обучения.

Результативность опыта.

В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные положительные изменения в развитии речи детей. Эти изменения показывают диагностические показатели, представленные в таблице (высокий уровень, средний уровень, ниже среднего уровня). В результате нашей работы по данной теме у детей:

1. Повысился уровень речевой деятельности детей.

2. Обогатился и расширился словарный запас детей.

3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.

4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.

5. Дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.

6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.

7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.

Используемая литература:1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования КДОУ ВО «Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста» для детей с нарушениями слуха. 2019 г.

2. Р.М.Боскис Учителю о детях с нарушениями слуха. Москва «Просвещение» 1975г.

3. Методика обучения глухих устной речи. Под ред. Проф. Ф.Ф. Рау. М., «Просвещение», 1976г.

4. Николаева, Т.В. Роль информационных технологий в формировании профессиональных умений сурдопедагога в области психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом/Т.В. Николаева// Дефектология. – 2012г.

5. Пелымская, Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога/ Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008г.

6. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии», Москва, ВЛАДОС, 2001.

7.А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение» 2.А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва «Просвещение»

8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 222 с.