Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, учитель-дефектолог, воспитатель, родители.
Пояснительная записка.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к одной из важнейших педагогических задач. На завершающем этапе дошкольного образования ребенок должен, прежде всего, хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Проблема развития речи является одной из актуальных в дошкольном возрасте. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, а самое главное, средством совершенного воспитания личности ребёнка.
Мы знаем, что у дидактической игры две цели: одна – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра представляет собой многообразное, педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей. Игра развивает язык, а язык организует игру. Если правильно подобрать игры и упражнения, то они дают возможность благоприятно воздействовать на все составляющие речи. В игре ребенок получает возможность пополнять активизировать и закреплять словарь, развивать связную речь, словесное творчество, коммуникативные навыки и уметь правильно выражать свои мысли.
Использование дидактических игр способствует решению многих задач:
· Формировать грамматический строй языка и т.д.
· Развивать мелкую моторику пальцев рук и произвольное внимание у детей и сосредотачиваться на поставленной цели.
· Побуждать детей к общению друг с другом и объяснению всех своих действий.
· Обогащать словарь и совершенствовать разговорную речь;
· Учить детей четко излагать свои мысли, развивать логическое мышление.
· Воспитывать у детей уверенность в себе, настойчивость в достижении поставленных целей, самостоятельность в решении поставленных задач.
Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями жизни. Особое значение она придавала обучению родному языку. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи, активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов, в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Актуальность.
Использование дидактических игр способствует развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи детей - попытка учить детей радостно, без всякого принуждения. Важную роль в эффективности дидактических игр занимает использование их верным путем. Игра должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели.
В настоящее время, с каждым годом растет число детей, у которых выявляются отклонения в развитии речи, а ведь речь – это один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Анализ теоретических положений и научно – методической литературы показал, что дошкольное детство является началом формирования речевой деятельности детей. В настоящее время растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи, а ведь речь, как мы знаем, является одним из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Именно поэтому дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение со взрослыми и сверстниками, и наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и накладывает очень тяжелый отпечаток на его характер, на его полноценное развитие. Считаем, что выбранная нами тема актуальна, так как игра – основной вид деятельности дошкольников. Она занимает важное место в развитии ребенка. С помощью дидактических игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Использование игр на занятиях способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху. В дидактических играх развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность - необходимые компоненты для полноценного развития речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза проекта.
Дидактические игры являются результативным средством обучения. В практике работы дошкольных образовательных учреждений они используются на всех видах занятий.
Развитие активной речи неслышащих дошкольников через дидактическую игру будет протекать более эффективно.
Цель проекта: использование дидактических игр в разных видах деятельности для активизации речи у дошкольников с нарушениями слуха.
Задачи:
Обучающие:
- обучать простым формам монологической и диалогической активной речи в дидактических играх;
- формировать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- расширять и уточнять представления детей об окружающем, формировать обобщённые представления о предметах и действиях;
- развивать понимание речи;
- обогащать и активизировать словарный запас, развивать связную речь;
- учить использовать полученные знания в играх и в повседневной жизни.
- развивать мыслительную активность: воображение, память, мышление, в процессе чтения, слушания и просмотра различного материала;
- развивать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках;
- развивать потребность детей в общении посредством речи;
- способствовать развитию фантазии и изобретательности детей в совместной деятельности с родителями;
- способствовать развитию творческих способностей в различных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация, сюжетно-ролевая игра).
Воспитательные:
- воспитывать желание применять полученные знания в повседневной жизни;
- вызывать стремление родителей к совместной деятельности с ребёнком над проектом.
Обеспечение проекта:
Материально-техническое:
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
• Видео и аудиоматериалы.
Учебно-методическое:
• Материал для НОД и продуктивной деятельности (таблички, плакаты, картинки, природный материал, игрушки, муляжи и т.д.)
• Дидактические игры.
Принципы реализации проекта:
· Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
· Принципы научной обоснованности и практической применимости;
· Принцип полноты, необходимости и достаточности;
· Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
· Принцип интеграции образовательных областей;
· Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
· Принцип решения программных образовательных задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
· Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Участие учителя-дефектолога в реализации проекта: НОД, участие в мероприятиях, совместные целевые прогулки.
Участие воспитателя в реализации проекта: НОД, участие в мероприятиях, совместные целевые прогулки.
Участие родителей в реализации проекта: Совместная с детьми деятельность по изготовлению дидактических игр, выполнение заданий по закреплению материала, тестирование.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы, просмотр видеороликов, презентаций.
Познавательное развитие.
Беседы, дидактические игры, интерактивные игры.
Речевое развитие.
Чтение, ответы на вопросы, бытовые ситуации.
Физическое развитие.
Целевые прогулки, динамические паузы и подвижные игры на занятиях и в свободное время.
Художественно-эстетическое развитие.
Продуктивные виды деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
· Получат дополнительные знания на разных занятиях учителя-дефектолога и воспитателя посредством дидактических игр.
· Используют части речи, простые нераспространенные предложения.
· Бережно относятся к игрушкам.
· Умеют играть в дидактические игры с педагогом и самостоятельно.
Педагоги:
· Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
· Приобретут дополнительный опыт в создании презентаций.
Родители:
· Проявят интерес к совместной деятельности с ребёнком.
· Станут активными участниками реализации проекта.
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап (информационно-накопительный).
• Определение темы.
• Формулировка цели и задач.
• Составление системы занятий.
• Информирование педагогов и родителей о предстоящей деятельности.
«Летом, осенью, зимой, весной», «Из какой сказки?»
НОД: Ручной труд «Ветка яблони»
Совместная работа
Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Изготовление дидактических игр своими руками.
3 этап. Заключительный.
Результаты.
• Отчёт по проекту: показ презентации.
• Показ открытого интегрированного занятия «Путешествие с Красной Шапочкой».
• Выставка по проекту.
Вывод: Таким образом, дидактическая игра является широко распространённым методом активности речевого развития дошкольников. Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей при помощи дидактических игр. Это будет способствовать обогащению словарного запаса, научит детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, повысит коммуникативные способности. Мы считаем, что дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей к материалу, разнообразить учебную деятельность ребёнка, внести занимательность в процесс обучения. На основе проведённой работы мы можем сказать, что дидактическая игра, как средство развития речи детей, является одним из важнейших методов воспитания и обучения.
Результативность опыта.
В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные положительные изменения в развитии речи детей. Эти изменения показывают диагностические показатели, представленные в таблице (высокий уровень, средний уровень, ниже среднего уровня). В результате нашей работы по данной теме у детей:
1. Повысился уровень речевой деятельности детей.
2. Обогатился и расширился словарный запас детей.
3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.
4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.
5. Дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.
6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.
7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.
Используемая литература:1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования КДОУ ВО «Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста» для детей с нарушениями слуха. 2019 г.
2. Р.М.Боскис Учителю о детях с нарушениями слуха. Москва «Просвещение» 1975г.
3. Методика обучения глухих устной речи. Под ред. Проф. Ф.Ф. Рау. М., «Просвещение», 1976г.
4. Николаева, Т.В. Роль информационных технологий в формировании профессиональных умений сурдопедагога в области психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом/Т.В. Николаева// Дефектология. – 2012г.
5. Пелымская, Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога/ Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008г.
6. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии», Москва, ВЛАДОС, 2001.
7.А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение» 2.А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва «Просвещение»
8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 222 с.