2023 2022
2 (220) 2023

Игнаткина Л.Н. ОВОЩИ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-6.pdf

Цель:

Закреплять у детей представления об овощах, месте их произрастания. Закреплять у детей знания о том, как можно употреблять овощи в пищу, как заготавливать их на зиму. Учить сравнивать овощи по трём признакам (цвет, форма, место произрастания: на земле, в земле, на кустике). Учить пользоваться условно-графической схемой при составлении описательного рассказа об овощах. Дать знания о труде людей осенью. Закрепить знания детей об условиях необходимых для роста овощей.

Задачи:

«Познавательное развитие»: закреплять у детей представления об овощах, месте их произрастания. Закреплять у детей знания о том, как можно употреблять овощи в пищу, как заготавливать их на зиму. Учить сравнивать овощи по трём признакам (цвет, форма, место произрастания: на земле, в земле, на кустике). Учить пользоваться условно-графической схемой при составлении описательного рассказа об овощах.

«Речевое развитие»: развивать речевую активность и память,

обогащать и активизировать словарный запас детей, навыки связной речи.

«Физическое развитие»: развивать умение действовать по команде, выполнять пальчиковую гимнастику.

«Социально-коммуникативное развитие»: закрепить умения коллективно играть, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, дать знания о труде людей осенью.

Предварительная работа: игры с вкладышами на уточнение формы овощей «Закрой окошко», «Каждому овощу своё место»., «Посмотри и назови»., «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», лото «Парочки», «Один – много», «Скажи наоборот».

Отгадывание загадок об овощах. Разучивание упражнения для мелкой моторики «Капуста»

Оборудование: условно-графическая схема для описания овощей, иллюстративный, раздаточный материал по теме, презентация для детей - слайды по теме, ноутбук

Технология: игровые, ИКТ – слайды, здоровьесберегающие, развивающие

Планируемый результат: хорошие знания детей об овощах, знают их признаки.

Методы и приемы: словесный, наглядный

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы превратимся в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик полил. Семена росли-росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, опять тянутся к солнышку.

Воспитатель: У меня есть «Чудесный мешочек». Опустите в него руку. Назовите, что в нём лежит и какой он на ощупь.

Ответы детей.

Воспитатель: Вы, ребята, все правильно узнали и назвали. А теперь посмотрите, как я разложила все предметы и скажите, какой предмет лишний и почему.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с заданием! А почему яблоко лишнее?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в сказку:

Мы закроем дружно глазки,

Отправляемся мы в сказку.

Глазки дружно открывай,

Слушай сказку, не скучай!

Воспитатель: Жили-были дед да баба…

Воспитатель показывает детям бабушку и дедушку (перчаточные куклы – би-ба-бо)

Воспитатель: Вышли дед с бабой на огород. Смотрят - наступила осень, пришла пора урожай собирать.

Воспитатель: Ребята, что же выросло на огороде? Отгадайте мои загадки.

Ответы детей.

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(Капуста)

Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки…

(Кабачок)

Маленький и горький, луку брат.

(Чеснок)

Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросло.

(Свекла)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)

Воспитатель: Какой хороший урожай уродился у деда с бабой. А как вы думаете, что надо овощам для роста- что овощи любят, а что нет?

Воспитатель: Правильно ребята. Овощи любят: землю, воду, тепло, свет, удобрения. А что такое удобрения?

Ответы детей.

Воспитатель: Это сложно.но я вам подскажу. Удобрения – это такие вещества, которые люди используют для повышения урожая.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, а что не любят овощи?

Ответы детей.

Воспитатель: Овощи не любят: засуху, дождливое лето, сорняки, вредных насекомых.

Воспитатель: Правильно ребята. Всего наросло в огороде у деда с бабкой. А как же собирают урожай? Как по-разному растут овощи?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Но нужно помочь дедушке с бабушкой собрать урожай. Куда можно собирать урожай?

Ответы детей.

Воспитатель: Разложим овощи так: бабушке в корзину положим то, что растет над землей, а дедушке то, что растет в земле,

Дети работают на фланелеграфе.

Воспитатель: Что же мы положили в корзинку к дедушке?

Дети рассматривают и называют овощи.

Воспитатель: Что же мы положили в корзинку к бабушке?

Дети рассматривают и называют овощи.

Воспитатель: Что мы помогли собрать дедушке и бабушке? Как можно назвать всё это одним словом?

Ответы детей.

Воспитатель: Что можно приготовить из овощей?

Ответы детей.

Воспитатель: Бабушка хочет сварить суп. Нужно помочь ей разобрать овощи: нужные кладем в кастрюльку, а не нужные в суп – сложим в мешок.

Ответы детей.

Воспитатель: Теперь немного поиграем «Пальчиковая гимнастика».

Хозяйка однажды с базара пришла

(«шагаем» указательным и средним пальцем по столу),

Хозяйка с базара домой принесла

(загибаем по очереди пальцы на руках):

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох!..

(хлопок в ладоши)

Вот овощи спор завели на столе

(сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле

(загибаем по очереди пальцы):

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла?

Ох!.

(хлопок в ладоши)

Хозяйка тем временем ножик взяла

(раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки).

И ножиком этим крошить начала

(загибаем по очереди пальцы):

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох!

(хлопок в ладоши)

Накрытые крышкой, в душном горшке

(накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняем руки)

Кипели, кипели в крутом кипятке

(загибаем по очереди пальцы на руках):

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла.

Ох!.

(хлопок в ладоши)

И суп овощной оказался неплох!

(гладим себя ладошкой по животу)

Воспитатель: Что ещё делают из овощей? Как их заготавливают на зиму?

Ответы детей.

Игра “Повар и овощи”

Воспитатель: А теперь из собранного нами урожая давайте приготовим что-нибудь вкусное.

Воспитатель: Сделаем из овощей салат. Какой получился салат?

Ответы детей.

Воспитатель: Салат из капусты?

Ответы детей.

Воспитатель: Из свёклы?

Ответы детей

Воспитатель: Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра?

Ответы детей.

Воспитатель: Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре?

Ответы детей.

Воспитатель: Из помидор сделаем сок.Какой сок?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь я предлагаю рассказать о своём любимом овоще.

Дети рассказывают о своём любимом овоще, пользуясь условно-графической схемой.

Воспитатель: Бабушка с дедушкой благодарят вас, ребята за помощь.А нам пора возвращаться в группу:

Мы закроем дружно глазки,

Открываем – мы не в сказке!