Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-1.pdf
Радость творчества – самая доступная для ребёнка эстетическая одухотворённость.
В. А. СухомлинскийАннотация
В данной статье рассматривается роль аппликации в развитии детей младшего дошкольного возраста. В аппликации заложены огромные воспитательные резервы и колоссальные педагогические возможности, которые влияют на художественно – эстетическое и образно – пространственное восприятие окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников.
Мы с умилением наблюдаем за рисующим малышом, пытаясь понять, что он рисует. В творчестве проявляется внутренний мир ребёнка, который не всегда понятен окружающим.
Как известно, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при активизации этих процессов. В рисунках дети стараются выразить то, что чувствуют. Поэтому изобразительная деятельность широко используется в психотерапевтических целях. Психологи через детское творчество ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребёнка.
В процессе рисования, лепки и аппликации развиваются все виды памяти, что помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусством, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего ребёнка.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет особое воздействие на ребёнка. Аппликация оказывает большое значение на обучение и воспитание детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию личностных качеств, психических и эстетических возможностей.
А теперь поговорим непосредственно об аппликации – это художественная техника, основанная на вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. В аппликации используются самые разные материалы: сукно, береста, войлок, кожа, бумага, соломка, ткань, шерстяные нитки, засушенная листва деревьев и кустарников, целые или разделённые на лепестки головки крупных цветов, чешуйки шишек, скорлупа яиц, срезы веточек кустарников и деревьев, и т.д.
Ни один стиль не способен в точности передать и отразить наши внутренние запросы, темперамент и характер. Индивидуальность проявляется как в выборе различных оттенков и фактур, и фасонов, так и в их комбинации.
Фоном может служить цветная бумага или раскрашенный в соответствии с темой лист рисовальной бумаги. Детали наклеиваются на фон клеем ПВА.
Дети, выполняя аппликацию приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определённых знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.
На занятии аппликацией развиваются математические представления. Дети знакомятся с признаками геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий у младших дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся ещё в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.
Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая очень важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей.
Выполнение изображений в технике аппликаций способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок осваивает работу с ножницами, правильность вырезания формы, поворачивая лист бумаги, раскладывает формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Приобщение к занятиям аппликацией начинается с младшего возраста. У детей в возрасте 2-3 лет ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. Главная задача воспитателя - подержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности.
Задачи, решаемые в этом возрасте просты:
- учить работе с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая; бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается по-разному шуршит;
- развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок;
- дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка;
- развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять;
- развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.
Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.
Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента - ножниц.
Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним деятельности.
Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.
Действия детей с бумагой постепенно усложняются.
Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:
- Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.
- Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).
- Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).
- Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.
- Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.
- Воспитывать у малышей дошкольного возраста художественный вкус.
Таким образом можно отметить, что систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.
Список литературы:
1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004.
2. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие под ред./ Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Спб.: Речь, 2010.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999.
5. Гусакова М. А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1982.
6. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. - М.: Академия, 2010.
7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983.
9. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2009.
11. Комарова Т.Е. Коллективное творчество детей. - М.: Владос, 1999.
12. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2012.
13. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - М.: Просвещение, 1987.
14. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность. - М.: ИПП. Воронеж, 1997.
15. Лихачев, ВТ. Педагогика / Б.Т.Лихачев. - М.: Юрайт, 1999.
16. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии - 2004. - № 5.
17. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999.
18. Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1995.
19. Павлов Д. Методические разработки по использованию аппликации в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 2012.
20. Петрушина С.В. Образовательные и развивающие возможности аппликации // Начальная школа. - 2014. - № 5.
21. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2006.
22. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - (серия «Вместе с детьми»).
23. Савина С.Н. Развитие творческих способностей у ребенка / С.Н. Савина [Электронный ресурс] -- Режим доступа. -- URL: http:// crazymama.ru/article/php? a=1&id_artikle=1267.
24. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
25. Смирнов А.С. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
26. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) - Волгоград: Учитель, 2005.
27. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Радость творчества – самая доступная для ребёнка эстетическая одухотворённость.
В. А. СухомлинскийАннотация
В данной статье рассматривается роль аппликации в развитии детей младшего дошкольного возраста. В аппликации заложены огромные воспитательные резервы и колоссальные педагогические возможности, которые влияют на художественно – эстетическое и образно – пространственное восприятие окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников.
Мы с умилением наблюдаем за рисующим малышом, пытаясь понять, что он рисует. В творчестве проявляется внутренний мир ребёнка, который не всегда понятен окружающим.
Как известно, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при активизации этих процессов. В рисунках дети стараются выразить то, что чувствуют. Поэтому изобразительная деятельность широко используется в психотерапевтических целях. Психологи через детское творчество ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребёнка.
В процессе рисования, лепки и аппликации развиваются все виды памяти, что помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусством, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего ребёнка.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет особое воздействие на ребёнка. Аппликация оказывает большое значение на обучение и воспитание детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию личностных качеств, психических и эстетических возможностей.
А теперь поговорим непосредственно об аппликации – это художественная техника, основанная на вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. В аппликации используются самые разные материалы: сукно, береста, войлок, кожа, бумага, соломка, ткань, шерстяные нитки, засушенная листва деревьев и кустарников, целые или разделённые на лепестки головки крупных цветов, чешуйки шишек, скорлупа яиц, срезы веточек кустарников и деревьев, и т.д.
Ни один стиль не способен в точности передать и отразить наши внутренние запросы, темперамент и характер. Индивидуальность проявляется как в выборе различных оттенков и фактур, и фасонов, так и в их комбинации.
Фоном может служить цветная бумага или раскрашенный в соответствии с темой лист рисовальной бумаги. Детали наклеиваются на фон клеем ПВА.
Дети, выполняя аппликацию приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определённых знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.
На занятии аппликацией развиваются математические представления. Дети знакомятся с признаками геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий у младших дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся ещё в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.
Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая очень важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей.
Выполнение изображений в технике аппликаций способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок осваивает работу с ножницами, правильность вырезания формы, поворачивая лист бумаги, раскладывает формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Приобщение к занятиям аппликацией начинается с младшего возраста. У детей в возрасте 2-3 лет ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. Главная задача воспитателя - подержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности.
Задачи, решаемые в этом возрасте просты:
- учить работе с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая; бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается по-разному шуршит;
- развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок;
- дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка;
- развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять;
- развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.
Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.
Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента - ножниц.
Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним деятельности.
Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.
Действия детей с бумагой постепенно усложняются.
Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:
- Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.
- Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).
- Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).
- Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.
- Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.
- Воспитывать у малышей дошкольного возраста художественный вкус.
Таким образом можно отметить, что систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.
Список литературы:
1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004.
2. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие под ред./ Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Спб.: Речь, 2010.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999.
5. Гусакова М. А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1982.
6. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. - М.: Академия, 2010.
7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983.
9. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2009.
11. Комарова Т.Е. Коллективное творчество детей. - М.: Владос, 1999.
12. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2012.
13. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - М.: Просвещение, 1987.
14. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность. - М.: ИПП. Воронеж, 1997.
15. Лихачев, ВТ. Педагогика / Б.Т.Лихачев. - М.: Юрайт, 1999.
16. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии - 2004. - № 5.
17. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999.
18. Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1995.
19. Павлов Д. Методические разработки по использованию аппликации в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 2012.
20. Петрушина С.В. Образовательные и развивающие возможности аппликации // Начальная школа. - 2014. - № 5.
21. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2006.
22. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - (серия «Вместе с детьми»).
23. Савина С.Н. Развитие творческих способностей у ребенка / С.Н. Савина [Электронный ресурс] -- Режим доступа. -- URL: http:// crazymama.ru/article/php? a=1&id_artikle=1267.
24. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
25. Смирнов А.С. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
26. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) - Волгоград: Учитель, 2005.
27. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.