2023 2022
1 (219) 2023

Дзюина И.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

Цель: Создание условий для развития творческих способностей всесторонней и гармонической личности ребенка, посредством музыкального искусства с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Задачи:

· Воспитывать любовь к музыкальному искусству, благодаря развитию музыкального слуха, восприимчивости, которые помогают дошкольнику сильнее понять и принять сущность прослушанных музыкальных произведений.

· Знакомить детей с различными музыкальными произведениями и обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

· Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности.

· Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

· Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

· Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образовав в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает в процессе различных видов деятельности развитие музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах.

Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Для успешной работы по развитию творческих способностей всесторонней и гармонической личности ребенка, я использую наиболее эффективные методы и приемы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. www.fgos.ru/do.

В своей профессиональной деятельности применяю Методическую систему Бориса Тричкова — «Лесенка» (Ступени), в основе которой лежит концепция «сознательного нотного пения».

Для усовершенствования и внедрения этой методической системы мной была создана (на основе героев из мультфильмов) электронная версия донотной и нотной версии.

В младших группах донотная - без названия нот, где показано лишь движение мелодии вверх-вниз, сопровождение каждой ступени в лесенке озвучивается песней или считалкой;

В старших группах и подготовительных группах –нотная, где мелодия уже записана нотами, расположение и движение мелодии доступно и понятно, так как каждая нота пропевается сначала персонажем, а потом детьми;

В подготовительной группе дети способны называть ноты, понимать их графическое расположение на нотном стане и сольфеджировать мелодию. Эта система позволяет достигать музыкальной координации между слухом и голосом, способствует развитию тонального чувства, чувства ритма, любви к музыке и желания петь.

Считаю необходимым применение наглядности с показом произведений живописи, игровых методов и приемов, наблюдений и рассуждений о музыке. Так, например, для восприятия музыки с демонстрацией портретов композиторов и иллюстраций к музыкальному произведению, - обязательно создаю подборку слайдов или видео. Дети виртуально попадают в концертный зал, знакомятся с творчеством композиторов, с разными музыкальными жанрами. Особенно ребятам интересно, ярко и понятно знакомство с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, через видео – ролики, которые я отбираю и редактирую сама, используя данные в сети Интернет. Стараюсь включать в занятия те мультфильмы, где классическая музыка является главным действующим лицом или выполняет особо важную роль в развитии сюжета. Например, знакомство с произведениями П.И. Чайковского (мультфильмы «Детский альбом», «Щелкунчик») или знакомство с симфоническим оркестром.

Познакомив детей с несколькими произведениями, применяю методику «Выбери музыку». Например, цикл П.И. Чайковского «Детский альбом» или Вивальди «Времена года». Методика помогает определить, насколько ребята могут, при сопоставлении 3-4 фрагментов, найти созвучные по содержанию. Предлагаемая музыка подбирается похожей по внешним признакам: схожесть фактуры, динамики звучания, элементов музыкальной речи, состава исполнителей, инструментов и пр.

В своей работе я использую такой приём, как рисование музыки – это яркий творческий процесс, неотделимый от мыслительного. И здесь мне оказывают поддержку воспитатели, т.к. рисование музыки - "обратная связь", которая не достижима на каждом занятии в форме беседы или анкетирования по отношению к каждому ребенку. Поэтому поддержка воспитателей в этом приёме очень значима. Прослушав произведение, дети в рисунках отражают свое отношение к произведению. А для меня - это возможность отслеживания заинтересованности детей настроения, пристрастия к музыкальным произведениям и даже диагностические симптомы.

Для развития и активизации музыкально – ритмической деятельности способствует комплекс педагогических условий, который включает специальное обучение детей на занятиях с целью накопления у них необходимого музыкального и двигательного опыта, овладения исполнительскими и творческими навыками. И для достижения этой цели я применяю такой инновационный подход, как эвритмия. Заранее придумываю сказочную увлекательную историю, пересказываю её дошкольникам, а потом совместно воссоздаём действия этой истории. Дети могут перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Эвритмия способствует развитию музыкальных и творческих способностей детей, эмоциональной сферы, нравственно-коммуникативным качествам и благотворно влияет на культуру движения детей.

Очень продуктивно применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев. Используя специальные видеодиски например: «Школа танцев для детей + детская мультдискотека» для детей от 2-х лет, дети не только выразительно исполняют танцевальные композиции, но и сам процесс разучивания танцев становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям. Конечно, я не исключаю метод показа и повтора отдельных движений педагогом т.к. не все дети могут воспроизвести увиденное с диска.

Особое внимание уделяю концентрическому методу, когда по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращаюсь к пройденному, но с усложнением. Для более качественной работы над развитием творческих способностей дошкольников я разработала «Дополнительную образовательную программу по танцевально – игровой гимнастике «Конфетти», для детей старшего дошкольного возраста, и «Дополнительную образовательную программу по музыкально – ритмическим движениям «Веселые малышки», для детей младшего дошкольного возраста». Целью программы служит развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

На своих занятиях я частично использую систему К.Орфа, основной целью которой является раскрытие в ребенке творческого начала, которое дала ему природа. Детям особенно нравится играть на самодельных инструментах, сделанных совместно с воспитателями, родителями и музыкальным руководителем на посиделках, мастер - классах и развлечениях.

Главная изюминка нашей совместной деятельности – придумывание вместе с детьми разнообразных нетрадиционных видов оркестров, например:

- оркестр «Самоделки» (бумага, пластмасса, железо); (Приложение, презентация)

- оркестр - «Поварёшки», (ложки, «бутылофон», «банкофон», крышки от кастрюль, шумовки с колокольчиками или вилками, простые кастрюли с металлическими ложками, поварёшки, кухонные доски и т.п.);

- оркестр - «Эх, банька», мыльницы с ракушками, тазики с камушками, вёдра, ёмкости с водой и трубочки, свистульки с водой, стиральные доски и т. п.);

- лесной оркестр «Заколдованный лес» (рогатки с пробками, барабанчики, шишканчики – это шишки в ведёрках из-под майонеза, палочные маракасы с крышками от бутылок, маракасы с семенами растений, трубы пикана и т.п.);

- оркестр «Дударики» (различные дудочки, свистки, сопелки, манки, берестяные гудки, расчески, «трубофон», плёнка и т.д.);

Играя на различных, нетрадиционных инструментах, дети получают знания о тембрах, способах и приёмах игры, узнают названия и классифицируют инструменты.

Для моих воспитанников в процессе работы над музыкальным произведением у меня возникла потребность чего- то нового, адаптированного под ребят и повышающего мотивацию совместной игры в ансамбле. Оптимальным решением было включение нового инновационного развивающего продукта. Электронная партитура- это партитура, (переведена на условный детский язык картинок), содержащая информацию о группе играющих инструментов, о длительностях исполняемой партии, о темпе произведения, совместных вступлениях и окончаниях игры, о метроритме произведения, решающая задачи по повышению мотивации инструментального исполнительства среди детей, развитию метро- ритмических навыков дошкольника, сплочающая коллектив участников ансамбля развивающая зрительную и слуховую память на разных стадиях развития. Такую находку я нашла в сети Интернет, на сайте музыкального руководителя.

Детскую электронную партитуру "Весёлый колокольчик" можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=IdZDSuQmyQY&list=PLohOJK7GWB1anv_ H-MFkyfPpgynb-gy9n&index=3

Основным методом обучения дошкольников является игровой метод, когда каждого ребенка рассматриваем как индивидуальность, способную проявить своё «я».

Обязательно в конце занятия я применяю метод релаксации или игровой массаж, что помогает ребенку расслабить мышцы тела, избавиться от негативных эмоций и зарядиться положительной энергией.

Заключение. Использование современных технологий музыкального развития, позволяют провести восприятие музыки через различные виды музыкальной деятельности: пение, обучение игре на детских музыкальных инструментах, театрализация, пластическое интонирование.

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать следующие рекомендации:

- формировать представления детей о современной музыке и культуре в целом;

- обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными образцами современной музыки;

- побуждать активный интерес к музыке;

- воспитывать музыкальный вкус;

- приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности;

- стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности;

- стимулировать их нравственно- эстетические переживания и способность

к эмоциональной отзывчивости;

- побуждать к самостоятельным действиям и поиску ответов на вопросы;

- учить высказывать свои впечатления о музыке;

- развивать чувство уверенности в себе;

- разнообразить музыкальные впечатления детей.

Использованием различных методов и технологий, описанных в данной работе, пробуждает любопытство и сравнительно легко позволяет запомнить предлагаемый музыкальный материал. Эту особенность детской памяти педагогу всегда надо учитывать. Память ребенка – это его интерес. Так считают психологи, поэтому на протяжении всего дошкольного детства важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать информацию, а не только получать ее от педагога.

Список используемой литературы:

1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. — М.: Логос, 2004. — 304 с.

2. Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А.Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. — Вып. 7. — С. 230- 236.

3. Array Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий; Мир - Москва, 2016. - 183 c.

4. Гаврилова И.В. Истоки русской народной культуры в детском саду; Детство-Пресс - М., 2017. - 219 c.

5. Комарова Тамара Семеновна Программа эстетического воспитания дошкольников; Педагогическое общество России - М., 2017. - 114 c.

6. Радынова О.П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации; Дрофа - М., 2016. - 202 c.

7. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Волшебный мир народного творчества. Пособие для детей 5—7 лет; Просвещение - М., 2016. - 96 c.

8. Лыкова И. А. Проектирование образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО; Цветной мир - М., 2017. - 144 c.

9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Назови, запомни, повтори! Развивающие игры. Выпуск 5; Детство-Пресс - М., 2017. - 290 c.

10. Ежкова Н. С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук; Бибком - М., 2017. - 134c

11. Электронная партитура "Весёлый колокольчик" https://www.youtube.com/watch ?v=IdZDSuQmyQY&list=PLohOJK7GWB1anv_H-MFkyfPpgynb-gy9n&index=3