2023 2022
1 (219) 2023

Рыбинская Ю.В. ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf

Аннотация. В статье рассматриваются виды инновационных педагогических технологий, применяемых в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Также приводится анализ инновационных педагогических технологий для развития речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: педагогические технологии, инновации, дошкольное образование.

Реформирование в системе образования, в том числе в дошкольном, требует поиска новых форм, средств и методов, которые могут помочь реализовать новые цели и решить новые задачи воспитания и развития детей. Так, в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования Донецкой Народной Республики среди целевых ориентиров речевое развитие детей младшего дошкольного возраста предусматривает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и пр. [1].

Вопросы развития речи детей дошкольного возраста, технологии проведения занятий по развитию речи исследованы в работах А. М. Бородич, В. В. Гербовой, М. М. Кониной, В. И. Логиновой, Г. М. Ляминой, Ф. А. Сохиной, О. С. Ушаковой. Вопросы усовершенствования программ по развитию речи находим в исследованиях М. М. Алексеевой, А. Г. Арушановой, В. В. Гербовой, О. С. Ушаковой, В. И. Яшиной, которые укрепили теоретические основы технологий, нашли формы и методы развития речи вне занятий, развили идеи коммуникативно-деятельностного подхода.

Благодаря исследованиям в области педагогической инноватики В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, В. Я. Ляудис, М. М. Поташника, В. А. Сластёнина, О. Г. Хомерики, А В. Хуторского и др., доказана прогрессивная, модернизирующая и реформирующая роль инновационных педагогических технологий в системе образования. Инновационные технологии всегда направлены на решение актуальных проблем педагогики, качественное изменение образовательно-воспитательного процесса, учёт индивидуальных образовательно-воспитательных потребностей дошкольников. В системе дошкольного образования также активно разрабатываются, апробируются и внедряются инновационные педагогические технологии. Вопросы организации инновационной деятельности в детском саду раскрыты в трудах педагогов О. А. Бекетовой, К. Ю. Белой, Р. Ю. Белоусовой, И. Б. Бичевой, Л. В. Красильниковой, Е. Б. Кузнецовой, Н. В. Микляевой и др.

Инновационные педагогические технологии имеют мощный образовательно-воспитательный потенциал для оптимизации процесса развития речи детей. Современные учёные – В. Н. Белкина, С. А. Вовк, Н. Ю. Ган, И. В. Зотова, Л. В. Филиппова и др., подчёркивают значимость приоритетного использования инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании.

Современные тенденции развития дошкольного образования обусловили гуманизацию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, применение инновационных технологий обучения и воспитания с целью развития креативной, творчески мыслящей личности, которая умеет находить решения в нестандартных ситуациях. Осуществление образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях основывается на личностно-ориентированном подходе к развитию личности ребёнка, демократизации и гуманизации образовательного процесса, соответствия содержания, уровня и объёма дошкольного образования особенностям развития и состоянию здоровья ребёнка дошкольного возраста.

Приоритетными инновационными технологиями в изменении дидактических и воспитательных задач образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях стали достижения отечественных и зарубежных педагогов. Инновационные педагогические технологии являются специфическими и достаточно сложными, требуют особых знаний, навыков, способностей от педагогов их реализующих. Инновационные педагогические технологии в системе дошкольного образования свидетельствуют о качественно новом этапе взаимодействия и развития научно-педагогического и педагогического творчества и процессов применения его результатов [4].

Сложность, многогранность образовательной деятельности является фактором, который открывает простор для многих педагогических технологий, динамика разработки которых постоянно увеличивается. Широкий спектр, многовариантность инновационных педагогических технологий, применяемых в системе дошкольного образования, обусловливают необходимость их условной классификации.

1. Системные инновационные педагогические технологии:

– гуманно-личностная педагогика В. А. Сухомлинского, раскрывает понятие детоцентризма и подчёркивает целесообразность воспитания и обучения в условиях, приближенных к естественным возможностям ребёнка;

– «Национальный детский сад» Софии Русовой направлен на сочетание развития ребёнка с его врождёнными задатками и возможностями уделяя значительное внимание воспитанию национального самосознания и общечеловеческой морали;

– «Дом свободного ребёнка» – технология саморазвития Марии Монтессори является одной из наиболее апробированных, применяемых и осмысленных педагогами современности. Феномен педагогики М. Монтессори заключается в её вере в природу ребёнка, в её стремлении исключить любое авторитарное давление на человека, в ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности;

– «Вальдорфский детский сад» – технология свободного развития (Р. Штайнера) предполагает постепенное овладение знаниями в гармонии с телесно духовным развитием ребёнка [3].

2. Модульные и локальные инновационные педагогические технологии:

– технология раннего обучения (чтению (Н. А. Зайцева), обучение детей раннего возраста (Г. Домана), кубики, игра типа «Танграм» (Б. П. Никитина);

– теория решения исследовательских задач (ТРИЗ) (Г. Альтшуллера).

3. Технологии сохранения и формирования здоровья, оздоровительные технологии:

– фитболгимнастика, художественная гимнастика, пальчиковая (упражнения, игры, картинки), дыхательная и звуковая гимнастика, иммунная гимнастика, гидроаэробика, психогимнастика (упражнения, игры, этюды, пантомимы) и др.;

– «Детка» система естественного оздоровления (П. К. Иванов);

– «Театр физического воспитания и оздоровления детей» (Н. Н. Ефименко);

– образовательно-оздоровительные программы по валеологии;

– оздоровительные системы народов [6].

4. Авторские, альтернативные педагогические технологии: использование схем-моделей в лексической и грамматической работе; художественное слово и детская речь (Н. В. Гавриш); развитие речевой компетентности дошкольников (А. М. Богуш); интегрированная личностно-ориентированная технология (С. И. Якименко); «Радость развития» психолого-педагогическое проектирование (Т. А. Пироженко); «Логические блоки» Золтана Пал Дьенеша; счётные палочки Кюизенера – технология обучения математике; «Воспитание сказкой» развитие творческого воображения у детей (Л. Б. Фесюкова); естественное воспитание (Л. А. Блудова); сказочные лабиринты игры (В. В. Воскобович); эйдетика для малышей (О. Л. Пащенко; А. М. Васько); использование схем при составлении описательных рассказов (Т. А. Ткаченко); система образования «Окружающая среда» (В. Р. Ильченко); развитие творческих способностей на занятиях по рисованию» (Л. М. Шульга) и др. [2].

С помощью внедрения вышеуказанных инноваций в образовательный процесс дошкольное образовательное учреждение обеспечит конкурентоспособность заведения на рынке образовательных услуг. Воплощение инновационных идей в образовательный процесс зависит не только от ресурсных, а прежде всего от инновационных возможностей воспитателей. Поэтому, развитие дошкольного образовательного учреждения определяется совокупной способностью и готовностью воспитателей к созданию и внедрению новаций с целью повышения качества образовательных услуг. Оценка результативности инновационной деятельности должна происходить согласно концепции постоянного контроля за качеством дошкольного образования, которая предусматривает постоянное совершенствование работы и формирования положительного имиджа учреждения.

Деятельность современного дошкольного образовательного учреждения невозможна без эффективного решения приоритетных задач развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, без поиска оптимальных форм организации образовательного процесса, использования перспективного опыта, а также осуществления инновационной деятельности.

Существует ряд инновационных подходов, методов, технологий, которые в той или иной мере касаются речевого развития ребёнка: обучения грамоте по технологиям Е. Е. Шулешка и Н. А. Зайцева; творческое развитие по методам Л. Б. Фесюковой; коммуникативное развитие по технологии Т. А. Пироженко и др.

Общепризнанной инновацией в сфере речевого развития ребёнка дошкольного возраста является методика, методы и приёмы А. М. Богуш и Н. В. Гавриш. Эта методика вобрала в себя и учитывает все новейшие подходы и технологии, используемые в практике дошкольного образования.

Проблемным вопросом в речевой работе с дошкольниками является ознакомление детей с художественной литературой: чтение и рассказывание произведений, перевод, декламации, творческое рассказывание, работа с детской иллюстрацией и тому подобное. Важно осознать, что речевая работа, и в том числе художественно-речевая деятельность с детьми является компонентом многих видов педагогической работы: познавательное развитие, обучение грамоте, художественно-эстетическое развитие, патриотическое воспитание, становление ведущей деятельности и прочее.

Прогрессивной, по мнению А. М. Богуш и Н. В. Гавриш, является такая позиция в речевом развитии дошкольников, согласно которой предлагается активная «исследовательская» деятельность ребёнка по восприятию литературного произведения, момент его сотворчества с автором. «Проживание», принятие ребёнком литературного произведения, возможность применять художественное слово делают процесс восприятия более глубокого содержания, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задуматься над значением использованных в тексте слов и выражений, способствуют обогащению речи, формированию его образной выразительности. Поэтому средствами художественной литературы следует развивать как лексическую, грамматическую, фонетическую компетентность, так и воспитывать культуру речи дошкольников, развивать поэтический слух, прививать любовь к художественной литературе как искусству слова [5].

Инновационным является также использование символических моделей по мотивам литературы и фольклора для воспроизведения главной сюжетной линии произведения (по методу Л. А. Венгера) в речевой и изобразительной деятельности. Виды театрализации способствуют развитию личностной активности, способности образовывать гибкие, подвижные, вариативные образы, устанавливать обратную связь внутри эстетического опыта, творчески синтезировать собственный опыт с воспринятой информацией.

Таким образом, на современном этапе в дошкольной педагогике происходит ряд обновляющих процессов: обновление, обогащение содержания образования; внедрение новейших подходов к организации работы с детьми; внедрение инноваций разного уровня. Оптимизация педагогического процесса касается и речевого развития детей. Использование инновационных педагогических технологий в работе дошкольного образовательного учреждения повышает результативность образовательного процесса, формирует у воспитателей и родителей ценностные ориентации, направленные на развитие и формирование всесторонне развитых детей.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки ДНР от 04.04.2018 №287 // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1YiWagPZFWe_Owx_E9K CafhiqAgACPrem/view2. Белкина В. Н. Традиции и инновации в дошкольном образовании / В. Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №4. – С. 23-29.

3. Инновационные технологии в образовании: Материалы IV Международной научно-практической видеоконференции (г. Тюмень, 30 ноября 2016 г.) / под ред. С. М. Моор. – Тюмень: ТИУ, 2017. – 216 с.

4. Исмоилов Д. М. Инновационные технологии как компонент развития личности в непрерывном образовании / Д. М. Исмоилов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2015. – С. 56-61.

5. Шалтикова У. Е. Эффективность применения инновационных технологий в дошкольном обучении / У. Е. Шалтикова // Молодой учёный. – 2017. – №10.1 (144.1). – С. 97-100.

6. Шамсуллина М. Н. Инновации в дошкольном образовании / М. Н. Шамсуллина // Педагогические науки. – 2015. – №3. – С. 34-38.