Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Своевременное и правильное речевое развитие- необходимое условие формирования личности об этом должны помнить все и педагоги, и родители.
Очень важно устранить все недостатки речи ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива. Ведь умение пользоваться речью – серьёзная наука и немалое искусство.
Современные программы обучения и воспитания детей в детском саду предусматривают работу не только с нормотипичными детьми, но и с проблемами в речевом развитии. Наблюдая за детьми, посещающими массовые группы детского сада, педагоги отмечают, что нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать. Поэтому в нашей работе необходимо учитывать все особенности развития ребенка.
В нашем ДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей (с 5 до 7 лет) с задержкой речевого развития. Чтобы направить ребенка в такую группу необходимо провести ряд мероприятий, а именно: обследование речи детей, оформление пакета документов, работа с родителями, дети которых попадают в логопедические группы, направление на ТПМПК.
Логопедическая группа представляет собой специализированное подразделение в дошкольном учреждении, предназначенное для обучения детей с нарушениями речи. В нее распределяют детей с учетом специфики не только речевых особенностей, но и возрастных.
В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно: в течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью. Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы. Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-12 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
Как вообще дети попадают в логопедическую группу? Для того чтобы малыша определили в группу компенсирующей направленности или сад, необходимо будет утверждение ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума), а позже и психолого- медико- педагогической- комиссии. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для посещения специализированного учреждения или логогруппы.
Особого рассмотрения заслуживают вопросы, связанные с коррекцией недостатков звукопроизношения у воспитанников общеразвивающих групп, которые имеют легкие и единичные нарушения речи. Поскольку воспитатель имеет возможность ежедневно и долго общаться с ребятами, знает их склонности, интересы и, следовательно, способен определить оптимальные формы включения необходимых коррекционных заданий в их деятельность. Задачи этой работы могут быть решены не только в традиционных формах, но и с привлечением музыкально-ритмических занятий, ежедневной утренней зарядки, в состав которых включаются артикуляционная гимнастика, а так же слоговые и лексико-грамматические упражнения. Систематическое, четко ориентированное наблюдение педагога за ходом развития речи дошкольников помогает своевременно выделить детей, которым свойственны названные недостатки.
В зависимости от их выраженности воспитатель выбирает одну из четырех возможных стратегий:
-самостоятельно оказывает речевую помощь воспитанникам;
-после консультации со специалистом (логопедом, психологом, невропатологом, сурдопедагогом и др.) и по его рекомендации применяет к тому или иному ребенку коррекционные мероприятия;
-рекомендует родителям систематические занятия со специалистом (логопедом, сурдопедагогом, психологом и др.), оказывая всемерную педагогическую поддержку ребенку и закрепляя результаты;
-рекомендует родителям обратиться в медико-психолого-педагогическую консультацию для более точного определения вида ДОУ и выбора адекватной возможностям и потребностям ребенка образовательной программы.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.
Для повышения уровня речевого развития детей в работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:
· групповые собрания;
· индивидуальные беседы;
· консультации;
· анкетирование;
· наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая литература);
· открытые занятия с детьми;
· День открытых дверей;
· приглашение родителей на речевые театрализованные праздники;
· совместные мероприятия: организация игротеки с родителями, создание речевых альбомов;
· тренинги игрового взаимодействия;
· интерактивные выставки;
· викторины, конкурсы;
· проектная деятельность;
· презентации;
Одной из форм работы с детьми дошкольниками является театрализованная деятельность, ведь именно она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания.
Хочется поделиться опытом нашего ДОУ в решении проблем речевого развития у дошкольников через театрализованные игры и праздники.
Начиная работу, мы изучили опыт работы педагогов по данной теме, которые вносили что-то новое и интересное в театрализованную деятельность детей. Так же продумали формы работы для эффективного достижения поставленной цели, познакомились с произведениями художественной литературы, рекомендованными для каждой возрастной группы.
В своей работе особое значение придаем играм-драматизациям. В них дети объединены общими переживаниями; они учатся согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам коллектива. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества.
Видя неподдельный интерес детей к обыгрыванию ролей, захотелось чего-то большего, и родилась идея проведения театральных праздников.
Занятия по подготовке проводятся в музыкальном зале. Для выполнения творческих заданий используем мягкие объёмные модули различной конфигурации, а также фортепиано и аудиотехнику. Форма одежды облегченная, обувь удобная. Занятие проводится два раза в неделю до 30 минут и индивидуальная работа с подгруппами один раз в неделю.
Большое внимание уделяем взаимодействию с родителями наших подопечных. Беседуем с ними, просим обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть. Предлагаем родителям в домашних условиях, помочь разыграть полюбившуюся сказку.
Так же, мы сделали вывод, что для воспитания эмоционального отношения к игре и дальнейшего формирования игровых умений и речевого развития обязательно фиксировать театрализации детей с помощью фотоаппарата или камеры. Это дает возможность постоянно просматривать видеозаписи, делиться впечатлениями, накапливать положительные эмоции.
Работая над этой темой, мы подвели итог, что применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.
Список литературы
1. Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям» Санкт-Петербург, 2007.
2. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.
3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда –– М.: Просвещение, 1985.
4. Цуканова С.В., Бетц Л.А. «Учим ребенка говорить и читать» Москва, 2008.
5. Цуканова С.В., Бетц Л.А. «Речевые праздники и развлечения в детском саду» М, Гном, 2010 г