Библиографическое описание: Дрёмина Л.С. Особенности вокально-хоровой работы с дошкольниками «Гудошники»
Актуальность: Опираясь на результаты обследования певческих способностей детей, можно утверждать, что в каждой возрастной группе детского сада, есть небольшой процент детей, плохо интонирующих, с не развитой звуковысотной координацией. Такие дети представляют определенную проблему в работе музыкального руководителя: сложно достичь чистого унисонного хорового пения детей всей группы; нарушается мелодический ансамбль; возникает звуковой диссонанс, который мешает детям с чистой интонацией. На протяжении многих лет мною был накоплен опыт работы по данному направлению, что позволяет мне эффективно и за довольно сжатые сроки достичь положительной динамики в работе с не интонирующими, «гудящими» детьми. Занятия провожу индивидуально, начиная со средней группы. Надеюсь, что представленный мной материал будет востребован коллегами и будет представлять для них практический интерес. Вокальные педагоги – практики, часто сталкиваются в своей работе с таким явлением, как «гудошничество». Д.п.н. Г.П.Стулова в своей работе «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» /1997г. / - пишет: «Дети, не умеющие правильно интонировать, гудящие в пределах 2-3 звуков – большая проблема при массовом обучении пению. Попытка петь проявляется у них в однотонном гудении в низкой части диапазона». Уже первые наблюдения за не поющими детьми подтверждают существование теснейшей взаимосвязи между их речевыми и певческими проявлениями. Так, речь большинства из них интонационно обеднена по сравнению с другими детьми: высотный диапазон речевых интонаций ограничен и большей частью ниже по тесситуре. Вместе с тем у них наблюдается большая или меньшая заторможенность, речь нередко замедлена и однообразна по своей ритмике, у многих детей вялая артикуляция. Некоторые из них отличаются застенчивостью, общей малоподвижностью, замкнутостью. Однако «гудящие» дети иногда пользуются высокими речевыми интонациями своего голоса. Чаще это происходит в моменты проявления сильных эмоций: испуга, боли, при необходимости позвать кого-либо и т.д. Следовательно, в диапазоне голоса этих детей есть высокие звуки, но ни в речи, ни в пении они не умеют ими пользоваться. Результаты специальных исследований, по постановке голосовой функции у детей в процессе онтогенеза от рождения до 10 -11 лет, проведенных Г. П.Стуловой, позволяют не только понять причины данной проблемы, но и предлагают способы ее решения. Главныепричины «гудошничества» у детей: · Низкий уровень звуковысотного слуха, неспособность точно выделять основную частоту звука. · Способ звукообразования, а именно: использование грудного механизма фонации, неумение выйти за пределы примарных тонов. Способы решения проблемы. Необходимо проводить работу по налаживанию координации между слухом и голосом у ребенка: · Начать обучение с повторения простых попевок в примарной зоне, с постепенным расширением диапазона вверх и вниз. Работать индивидуально, в весьма ограниченном диапазоне. · Применять метод, основанный на использовании другой манеры звукообразования. Перескочив на октаву вверх от примарных тонов, ребенка просят пропищать звук тоненьким голоском, переключая его на фальцетный регистр. Используя другую манеру звукообразования, ребенок начинает интонировать заданные тоны и даже мелодии. Необходимо помнить: · В натуральных регистрах интонация чище, чем при смешанном голосообразовании. · В фальцетном регистре, добиться чистоты интонирования легче, чем в каком - либо другом. · Неумение правильно интонировать мелодию, даже простенькой песенки, происходит чаще всего из-за использования детьми грудного механизма звукообразования. · Фальшивая интонация на отдельных верхних звуках может быть связана с регистровой перегрузкой. Первый интонационный отклик от не поющих детей можно получить не на певческие, а на речевые интонации в высокой тесситуре, предлагаемые в игровой форме. Примерный речевой материал для развития высоких речевых интонаций у ребенка 1. Игра «Чей самолет полетит выше и дальше?» Педагог говорит ребенку, что у каждого из них свой самолет. «Послушай, как высоко летит мой! Вы – со - ко…Высоко. А твой так же летит или выше?» Ребенок повторяет слова: «Вы-со-ко..», пользуясь высокими речевыми интонациями. Так же происходит и со словом: «Да-ле-ко…» (протяжно). 2. Игра «Кто там?» Ребенок стучит в воображаемую дверь, приговаривая «Тук-тук», насколько можно звонко, в высоком регистре произнося эти слова (если говорит глухо, педагог показывает ему, как надо сказать). Педагог: «Кто там?» (тоже «высоким» голоском) Ребенок протяжно: «Я!» Педагог: «А как тебя зовут?» Ребенок звонко называет свое имя. Если ребенок говорит низко и глухо, педагог звонко и протяжно (как говорят люди, разделенные большим расстоянием) отвечает: «Не слышу, скажи еще раз, звонко и высоко». 3. Игра - упражнение «Звонок» Для игры можно использовать декорацию настольного театра - домик с дверью и кнопкой звонка. Педагог предлагает позвонить в дверь, дает образец, нажимая кнопку звонка, произносит: «Дзи-и-нь, дзи-и-нь» - на звуке до2 или ре2. Ребенок повторяет. На удачное, правильное повторение задания ребенком, из домика появляется кукольный персонаж. Повторить задание 2-3 раза, со сменой персонажей.