Выпуск № 10 (85) 2021

Клишина С.Е. Методическая разработка итогового интегрированного занятия «Мышка и мышонок» во второй группе раннего возраста комбинированной направленности с использованием современных технологий

Аналитическое обоснование.
Современное образование диктует свои правила и его уже трудно представить без новых технологий. Информатизация и обновление системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС. «Современные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»). Мы видим, какие кардинальные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование современных технологий. Использование ИКТ, пескотерапии как методов обучения позволяет педагогу решить множество задач и достигнуть наилучшего результата в освоении образовательных областей не только у детей с нормой интеллектуального развития, но и у детей с ООП (особыми образовательными потребностями). Объединение технологий позволяет задействовать различные каналы восприятия, подобрать и адаптировать материал с учетом особенностей воспитанников, плавно интегрировать образовательные области, для всестороннего охвата той или иной темы.
Тема: «Большие и маленькие кубики» ФЭМП М.: Мозаика-Синтез, 2017г. (стр.16-17 занятие №4)
Работа с детьми: групповая.
Возраст детей: 2-3года
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Цель: Развитие сенсомоторных качеств ребенка раннего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий (ИКТ, логоритмика и пескотерапия).
Задачи:
Дидактические:
Закреплять умение соотносить большие и меленькие предметы
Упражнять в определении основных цветов на разных предметах,
Формировать умения сооружать простые постройки по образцу
Закреплять умение ориентироваться в пространстве группы
Коррекционные:
Способствовать активизации словаря по темам (Дикие и домашние животные)
Стимулировать звукоподражание у детей с трудностями речевого развития
Развивать скоординированное движение рук при работе с песком (одновременное движение правой и левой рук)
Воспитательные:
Продолжать учить подражать действиям взрослого при инсценировании музыкального произведения
Воспитывать умение делать выбор материала для выполнения действия
Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе
Предварительная работа.
С детьми:
Реализация проекта «Мышкин город», в ходе которого была прочитана сказка «Сказка о глупом мышонке»
Проведение занятий по областям: развитие речи – Рассматривание картины с обсуждением «В песочнице», чтение стихотворения А.Барто «Кто как кричит», отгадывание загадок по теме стихотворения, дидактические игры и упражнения с кубиками и кирпичиками; ФЭМП- ноябрь (занятие 2,3)
Педагог:
Реализация проекта «Мышкин город», в ходе которого родителями выполнены домики для мышек.
Разработка занятия, соответствующего ФГОС ДОО, подбор материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, составление презентации, подготовка костюма к занятию.
Материал и оборудование. Проектор, смарт-доска, компьютер, презентация, песочный стол, кубики разного размера основных цветов, фигурки мышек с домиками.
Последующая работа:
- продолжение чтения художественной литературы;
- проведение подвижных и дидактических игр на тему большой-маленький;
- самостоятельная деятельность по конструированию из строительного материала разной величины.
Ход занятия:
Организационный момент ИКТ (музыкальное сопровождение появления мышки)
Загадывание загадки
Вопросы
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?
«Пи-пи-пи я вам сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это серенькая … (Дети отгадывают загадку (Мышка), тем самым определяя тему занятия Дети отвечают на вопросы, применяя полученные ранее знания.)
Воспитатель:
- Правильно, я мышка и я знаю, что вы читали книжку про меня и моего сынишку. А как же называется эта сказка?
- Какие вы молодцы. Ой, а вот и мой глупый мышонок. (игрушка сидит в окружении домиков и маленьких мышек). Мы пришли в гости к вашим мышкам, они с нами поиграли и домики свои потеряли. Давайте для каждой мышки найдем домик, такого же цвета, как шарфик у мышки. (Педагог обращает внимание на цветовую маркировку домиков и шарфиков у мышек)
Дидактическая игра «Найди домик мышке» (В процессе игры педагог спрашивает цвет шарфика и домика, стимулируя детей с трудностями в познавательном развитии)
Дети выполняют задание, правильно соотносят цвет шарфика и домика.
Воспитатель (Постановка проблемы):
- Посмотрите, малышки, а это домик для какой мышки? Наверное, для моего глупого мышонка. (Имя ребенка), попробуй, посади его в домик. (Несколько детей по очереди пробуют посадить мышонка в домик)
Основная часть
Воспитатель:
- Что-то не получается, он не помещается. Почему? (Дети высказывают предположения, почему не получается поместить мышонка в домик.)
- Что же нам делать, ребята? (Педагог побуждает к мыслительной деятельности, путем помощи персонажу)
Из чего мы можем построить домик?
- У вас есть в группе кубики? Где они лежат? (Педагог направляет детей в тот уголок группы, где находится материал для конструирования)
- Посмотрите ребята, а кубики разные. Какие нам с вами понадобятся кубики маленькие или большие?
- Давайте каждый возьмет по одному кубику и мы вместе построим большой дом для мышонка! (Педагог побуждает детей к конструированию домика по образцу)
Дидактическая игра
«Строим большой дом для мышонка» (Дети берут по одному кубику и по очереди ставят кубики друг на друга для постройки домика для мышонка)
Воспитатель (Педагог побуждает к мыслительной деятельности путем зрительного соотнесения):
-Ух ты, какой замечательный, большой дом у вас получился. Как вы думаете, теперь мышонок поместится в дом? (Дети высказывают предположения, поместится ли мышонок в домик)
- Давайте проверим! (Дети практическим путем убеждаются, что большой мышонок помещается в большой дом).
Воспитатель:
ИКТ (презентация «Животные»)
- Спасибо ребята, теперь и у моего мышонка есть свой дом, в котором он будет сладко спать. И мне больше не придется искать ему няньку. Давайте вспомним, кто приходил укладывать спать глупого мышонка? (Педагог предлагает детям вспомнить названия животных из сказки и просит их произнести звуки, которые издают данные животные, стимулируя детей с трудностями в речевом развитии)
Воспитатель:
-Правильно, какие вы смышленые. Смогла ли кошка уложить мышонка спать?
(Педагог оказывает эмоциональную поддержку и побуждает вспомнить содержание сказки)
Инсценировка отрывка песни с элементами логоритмики «На бабушкином дворе»
Воспитатель (ИКТ музыкальное сопровождение, педагог показывает детям движения согласно тексту песни):
- А давайте мы с вами попробуем уложить кошку спать!
Воспитатель (пальчиковая гимнастика, элементы пескотерапии с использованием песочного стола):
- Ох, устала кошка и уснула, а мышонок захотел есть и мы его покормим вкусными хлебными корками за волшебным, песочным столом.
(Педагог показывает детям движения, оказывает помощь «рука в руке» детям с двигательными нарушениями).
Пальчиковая гимнастика «Мышка»
Мышка маленькая в норке (Рисуем круги ладонями)
Тихо грызла хлеба корку. (Рисуем круги указательными пальцами)
«Хрум, хрум!» — (Сжимание и разжимание песка в кулачке)
Что за шум?
Это мышка в норке (Рисуем круги ладонями)
Хлебные ест корки. (Потереть ладони друг о друга).
Заключительная часть
Рефлексия, подведение итогов.
Воспитатель:
- Ребята, спасибо вам, мой мышонок теперь сыт и радуется своему новому большому дому. (Педагог задает вопросы на закрепление полученных знаний)
-И мы хотим вас отблагодарить и подарить большие воздушные шарики разного цвета (спрашиваем детей какой цвет они хотят).
Воспитатель (Педагог побуждает детей к эмоциональному отклику):
- Вам понравилось с нами играть?
- Вы такие молодцы! Нам пора уходить, но мы обязательно еще придем к вам в гости. А на прощание давайте подарим друг другу объятия. (Тактильное взаимодействие, использование психокоррекционных приемов).
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
1.       В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»2-3 года М.: Мозаика-Синтез, 2014г. (стр.45,47,49)
2.       И.А. Помараева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» 2-3 года М.: Мозаика-Синтез, 2017г. (стр.15,16)
3. «НА БАБУШКИНОМ ДВОРЕ» сл. и муз. О.Девочкиной https://sftp.cools.biz/song/3085743-muzykalnaya-igra/36816315-na-babushkinom-dvore/
4. Фотографии животных для создания презентации: http://images.yandex.ru
5. Загадка -https://deti-svetgorod.ru/dosyg-dlya-detei/pochitati/578-2010-06-08-18-27-42