Клишина С.Е. Методическая разработка итогового интегрированного занятия «Мышка и мышонок» во второй группе раннего возраста комбинированной направленности с использованием современных технологий
Аналитическое обоснование. Современное образование диктует свои правила и его уже трудно представить без новых технологий. Информатизация и обновление системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС. «Современные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»). Мы видим, какие кардинальные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование современных технологий. Использование ИКТ, пескотерапии как методов обучения позволяет педагогу решить множество задач и достигнуть наилучшего результата в освоении образовательных областей не только у детей с нормой интеллектуального развития, но и у детей с ООП (особыми образовательными потребностями). Объединение технологий позволяет задействовать различные каналы восприятия, подобрать и адаптировать материал с учетом особенностей воспитанников, плавно интегрировать образовательные области, для всестороннего охвата той или иной темы. Тема: «Большие и маленькие кубики» ФЭМП М.: Мозаика-Синтез, 2017г. (стр.16-17 занятие №4) Работа с детьми: групповая. Возраст детей: 2-3года Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Цель: Развитие сенсомоторных качеств ребенка раннего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий (ИКТ, логоритмика и пескотерапия). Задачи: Дидактические: Закреплять умение соотносить большие и меленькие предметы Упражнять в определении основных цветов на разных предметах, Формировать умения сооружать простые постройки по образцу Закреплять умение ориентироваться в пространстве группы Коррекционные: Способствовать активизации словаря по темам (Дикие и домашние животные) Стимулировать звукоподражание у детей с трудностями речевого развития Развивать скоординированное движение рук при работе с песком (одновременное движение правой и левой рук) Воспитательные: Продолжать учить подражать действиям взрослого при инсценировании музыкального произведения Воспитывать умение делать выбор материала для выполнения действия Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе Предварительная работа. С детьми: Реализация проекта «Мышкин город», в ходе которого была прочитана сказка «Сказка о глупом мышонке» Проведение занятий по областям: развитие речи – Рассматривание картины с обсуждением «В песочнице», чтение стихотворения А.Барто «Кто как кричит», отгадывание загадок по теме стихотворения, дидактические игры и упражнения с кубиками и кирпичиками; ФЭМП- ноябрь (занятие 2,3) Педагог: Реализация проекта «Мышкин город», в ходе которого родителями выполнены домики для мышек. Разработка занятия, соответствующего ФГОС ДОО, подбор материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, составление презентации, подготовка костюма к занятию. Материал и оборудование. Проектор, смарт-доска, компьютер, презентация, песочный стол, кубики разного размера основных цветов, фигурки мышек с домиками. Последующая работа: - продолжение чтения художественной литературы; - проведение подвижных и дидактических игр на тему большой-маленький; - самостоятельная деятельность по конструированию из строительного материала разной величины. Ход занятия: Организационный момент ИКТ (музыкальное сопровождение появления мышки) Загадывание загадки Вопросы Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? «Пи-пи-пи я вам сказала, Сразу в норку убежала. Что же это за малышка? Это серенькая … (Дети отгадывают загадку (Мышка), тем самым определяя тему занятия Дети отвечают на вопросы, применяя полученные ранее знания.) Воспитатель: - Правильно, я мышка и я знаю, что вы читали книжку про меня и моего сынишку. А как же называется эта сказка? - Какие вы молодцы. Ой, а вот и мой глупый мышонок. (игрушка сидит в окружении домиков и маленьких мышек). Мы пришли в гости к вашим мышкам, они с нами поиграли и домики свои потеряли. Давайте для каждой мышки найдем домик, такого же цвета, как шарфик у мышки. (Педагог обращает внимание на цветовую маркировку домиков и шарфиков у мышек) Дидактическая игра «Найди домик мышке» (В процессе игры педагог спрашивает цвет шарфика и домика, стимулируя детей с трудностями в познавательном развитии) Дети выполняют задание, правильно соотносят цвет шарфика и домика. Воспитатель (Постановка проблемы): - Посмотрите, малышки, а это домик для какой мышки? Наверное, для моего глупого мышонка. (Имя ребенка), попробуй, посади его в домик. (Несколько детей по очереди пробуют посадить мышонка в домик) Основная часть Воспитатель: - Что-то не получается, он не помещается. Почему? (Дети высказывают предположения, почему не получается поместить мышонка в домик.) - Что же нам делать, ребята? (Педагог побуждает к мыслительной деятельности, путем помощи персонажу) Из чего мы можем построить домик? - У вас есть в группе кубики? Где они лежат? (Педагог направляет детей в тот уголок группы, где находится материал для конструирования) - Посмотрите ребята, а кубики разные. Какие нам с вами понадобятся кубики маленькие или большие? - Давайте каждый возьмет по одному кубику и мы вместе построим большой дом для мышонка! (Педагог побуждает детей к конструированию домика по образцу) Дидактическая игра «Строим большой дом для мышонка» (Дети берут по одному кубику и по очереди ставят кубики друг на друга для постройки домика для мышонка) Воспитатель (Педагог побуждает к мыслительной деятельности путем зрительного соотнесения): -Ух ты, какой замечательный, большой дом у вас получился. Как вы думаете, теперь мышонок поместится в дом? (Дети высказывают предположения, поместится ли мышонок в домик) - Давайте проверим! (Дети практическим путем убеждаются, что большой мышонок помещается в большой дом). Воспитатель: ИКТ (презентация «Животные») - Спасибо ребята, теперь и у моего мышонка есть свой дом, в котором он будет сладко спать. И мне больше не придется искать ему няньку. Давайте вспомним, кто приходил укладывать спать глупого мышонка? (Педагог предлагает детям вспомнить названия животных из сказки и просит их произнести звуки, которые издают данные животные, стимулируя детей с трудностями в речевом развитии) Воспитатель: -Правильно, какие вы смышленые. Смогла ли кошка уложить мышонка спать? (Педагог оказывает эмоциональную поддержку и побуждает вспомнить содержание сказки) Инсценировка отрывка песни с элементами логоритмики«На бабушкином дворе» Воспитатель (ИКТ музыкальное сопровождение, педагог показывает детям движения согласно тексту песни): - А давайте мы с вами попробуем уложить кошку спать! Воспитатель (пальчиковая гимнастика, элементы пескотерапии с использованием песочного стола): - Ох, устала кошка и уснула, а мышонок захотел есть и мы его покормим вкусными хлебными корками за волшебным, песочным столом. (Педагог показывает детям движения, оказывает помощь «рука в руке» детям с двигательными нарушениями). Пальчиковая гимнастика «Мышка» Мышка маленькая в норке (Рисуем круги ладонями) Тихо грызла хлеба корку. (Рисуем круги указательными пальцами) «Хрум, хрум!» — (Сжимание и разжимание песка в кулачке) Что за шум? Это мышка в норке (Рисуем круги ладонями) Хлебные ест корки. (Потереть ладони друг о друга). Заключительная часть Рефлексия, подведение итогов. Воспитатель: - Ребята, спасибо вам, мой мышонок теперь сыт и радуется своему новому большому дому. (Педагог задает вопросы на закрепление полученных знаний) -И мы хотим вас отблагодарить и подарить большие воздушные шарики разного цвета (спрашиваем детей какой цвет они хотят). Воспитатель (Педагог побуждает детей к эмоциональному отклику): - Вам понравилось с нами играть? - Вы такие молодцы! Нам пора уходить, но мы обязательно еще придем к вам в гости. А на прощание давайте подарим друг другу объятия. (Тактильное взаимодействие, использование психокоррекционных приемов). Список используемой литературы и интернет ресурсов: 1. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»2-3 года М.: Мозаика-Синтез, 2014г. (стр.45,47,49) 2. И.А. Помараева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» 2-3 года М.: Мозаика-Синтез, 2017г. (стр.15,16) 3. «НА БАБУШКИНОМ ДВОРЕ» сл. и муз. О.Девочкиной https://sftp.cools.biz/song/3085743-muzykalnaya-igra/36816315-na-babushkinom-dvore/ 4. Фотографии животных для создания презентации: http://images.yandex.ru 5. Загадка -https://deti-svetgorod.ru/dosyg-dlya-detei/pochitati/578-2010-06-08-18-27-42