2023 2022
2 (220) 2023

Кострова А.А., Евдокимова И.Н., Бахмацкая Е.А. ПЕСОЧНОЕ ЦАРСТВО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-1.pdf

Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В.Д. Сухомлинский

Ключевые слова: игра, песок, доверие, состояние, речь.

Аннотация: В играх с песком у ребёнка снимается напряжение, замкнутость, тревожность. Улучшается общее эмоциональное состояние, учится быть самим собой.

Замок строим из песка,

Будет башня высока.

И ворота будут тоже

Ну а жить там будет... ежик!

Игра с песком – доступное занятие для каждого ребёнка. Ведь песок – бесценный природный материал. Здесь хватит место всем: и девочками мальчикам, маленьким и большим. Это одна из любимых игр детей. Ребёнок не может объяснить всё словами, что хочет, поэтому он напряжён. Он создаёт в песочнице свой мир, где ему комфортно и безопасно. Здесь уходят все страхи и переживания. Он защищён тайной внутренней силой. Дети создают различные игровые ситуации, которые встречаются в жизни, но преодолевая трудности, они решаются.



В песочнице бывает тесно, нечаянно кто-то наступил и сломал постройку. Слёзы, растерянность, всё пропало. Но нет. В процессе игры ребёнок понимает, что можно построить ещё раз, ещё лучше, а может кто-то придёт на помощь. Дети учатся понимать, что в жизни тоже можно исправить, если что-то случилось плохое, что не надо отчаиваться.

Дети постарше понимают, что в жизни не всё так просто. Нельзя всё построить заново. Можно что-то потерять. Поэтому нужно беречь то, что имеем. Ребёнок начинает бережно относиться к окружающей действительности, развиваются творческие способности.

В период адаптации песочница снова приходит на помощь. Забывая о разлуке с мамой, ребёнок полностью погружается в игру. Вместе с воспитателем они пекут куличики, пирожное для мамы, варят кашу. Когда мама придёт обязательно похвалит малыша и обнимет крепко. «Какой ты молодец. Ты у меня совсем большой!» В совместной игре устанавливается доверительное отношение между воспитателем и ребёнком. Воспитатель дарит детям тепло своей души. Ведь внутри каждого из нас живёт детство. Взрослый увлечённо строит песочный замок, рассказывает, описывает постройку. «А кто же будет жить в этом замке?». Завязывается диалогическая речь.

В игре с песком ребёнок развивается всесторонне. Развивается речь, творческое воображение, конструктивные способности. Улучшается взаимоотношения взрослого и детей, создаётся тёплая атмосфера. Ребёнок получает душевное равновесие.

В детском саду уделяется большое внимание проектной и экспериментальной деятельности. Поэтому можно сказать, что одной из целью игры с песком – это удовлетворение потребности детей с действиями с природным материалом – к экспериментированию с песком. А главная задача в этом – воспитание умения играть со сверстниками, уверенности в себе, развитие познавательных интересов, мелкой моторики рук, речи.

Дети быстро устают. Поэтому воспитатель постоянно меняет виды деятельности. А в песочнице наоборот, ребёнок здесь не устаёт, ему хочется играть и играть. Когда заканчивается дневная прогулка, очень трудно расставаться с тем, что они построили. Часто сами ломают, иногда просят взрослого оставить всё до следующей прогулки.

Трудно приходится воспитателю, когда в группе имеется гиперактивный ребёнок. Он отличаются от других детей сильной подвижностью, рассеянным вниманием. Трудно, но он ребёнок и с ним нужно работать и найти контакт. Как только вышли на прогулку, где ждёт волшебная песочница, такой ребёнок полностью погружается в игру. Он меняется на глазах. Около него вырастают различные постройки, появляются сказочные герои. Он с ними разговаривает, объясняет. Это его сказка, его герои. Он чувствует внутренний мир персонажей.

Воспитатель предлагает различные игры. Например, «Следы на песке». Большие или маленькие? Какие узоры они оставили? Чьи эти следы, может твои?

«Красивые ладошки». Что любят делать эти ручки? Ручки наши хороши, они многое умеют делать, но иногда могут вытворять такое, что не понравится хозяину: щипать, кидаться песком, рвать цветочки и листочки. И это не совсем хороший поступок. Ручки обещают, что они будут послушными, никого не будут обижать.

«Кто в домике живёт?» Там может жить принцесса, а может быть муравей или медведь. В ходе игры ребёнок узнаёт, что в муравейнике живёт муравей, а медведь - в берлоге. В такой непринуждённой игровой обстановке ребёнок лучше познаёт окружающую действительность, чем мы требуем от него в непосредственной организованной деятельности. В следующий раз он самостоятельно будет строить домик для белочки или гнездо для ёжика. Здесь развивается мышление, воображение и речь. А когда заканчивается игра, ребёнок неохотно выходит из песочницы, но совсем другим. Он спокойный, уравновешенный, жизнерадостный.

Игр можно придумывать много, ведь многие они появляются в ходе игры.

Как известно, одно время года меняется другим. Наступает зима и песочница окажется под снегом. Какое счастье для ребёнка, если взрослый предложит игру с песком в помещении. Рядом ещё поставить такой же тазик с водой, где плавают утки, рыбки. Сколько радости. Около него выстраивается очередь. Все хотят играть с песком. Ребёнок осознаёт, что он не один, нужно заканчивать игру и уступить место другим.

На прогулке на смену песка приходит снег. Хотя общее тут мало. Как увлечённо строят дети горку. Не отходят от взрослого, они оказывают посильную помощь. Одни приносят снег, другие постучат лопаткой, укладывая снег на горке. «Какая славная горка у нас получилась!»

Дети растут на глазах, играя, преодолевая возникающие трудности. И мы, взрослые, можем быть спокойны, что научили детей играть, где ребёнок получил бесценный опыт. Он играет спокойно, значит в его маленьком мире всё хорошо. Проигрывая различные ситуации с любимыми игрушками, создавая свой мир из песка, ребёнок учится быть самим собой. Для игры с песком трата почти никакой, а польза огромная для малыша, чем от дорогих заводских игрушек. Поэтому хочется воскликнуть: «Да здравствует песок!». Пока природа дарит нам этот удивительный материал, наши дети будут здоровы и физически, и психически.

Библиографический список:1. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012.- 128с.

2. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил.

3. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010 - 64с., ил.

4. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. песочная терапия в развитии дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014. -64с.