Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf
Социализация ребенка с ОВЗ – это развитие широкого спектра социальных компетенций, принципиально важных для адаптации к социальной среде и жизни в обществе. Функции процесса социализации:
-усвоение и воспроизводства социального опыта;
-социальное творчество как условие будущих социальных изменений.
Активное взаимодействие российских и зарубежных ученых, проведение исследований привели к введению понятия «позитивная социализация».
Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Л.С. Выготский в своей работе «История развития высших психических функций» (1931г.) утвердил положение о том, что овладение ребенком социальным опытом и своим поведением происходит преимущественно благодаря развитию речи. На ранних этапах социализации личности эффективность процесса социализации зависит от уровня развития устной речи: диалогической и монологической. Развитие этих форм речи рассматривается одним их важнейших факторов позитивной социализации личности ребенка старшего дошкольного возраста и обучающегося начальной школы.
Методика работы по развитию речи, формированию компетенций постоянно совершенствуется за счет достижений дошкольной и школьной дидактики, психологии, психолингвистики и социолингвистики. Акцент делается не только на умении детей строить диалог в вопросно-ответной форме, передавать информацию, используя монологические высказывания.
Важно учитывать:
-оптимальное аудирование (слышать собеседника, реагировать в соответствии с услышанным, изменять ход беседы, не отступая от темы)
-этикетные и поведенческие навыки;
-эмоциональный интеллект;
-самостоятельность суждений;
-социальная успешность.
Критерии оценивания уровня речевого развития детей и формирования позитивной социализации:
-коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования);
-экспрессивность общения: мимика, пантомимика, эмоциональное состояние, интонационная выразительность;
-полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность, логичность высказывания;
-речевые средства: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.
Цель работы учителя-логопеда по формированию позитивной социализации:
Создание условий для позитивной социализации детей с ОВЗ путем развития диалогической и монологической речи.
Задачи:
1. Разработать комплекс специальных задания, позволяющих постепенно и последовательно усложняя и стимулируя речевое общение, развивать социальные контакты детей;
2. Создать систему последовательного обучения детей нормам и правилам построения диалогической и монологической речи;
3. Создать условия, активизирующие самостоятельное, спонтанное общение детей со сверстниками и взрослыми;
4. Создать условия для повышения социального статуса ребенка в коллективе путем стимулирования речевых контактов;
5. Способствовать развитию форм устной речи путем создания «ситуации успеха» в ходе речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Направления:
1.Общепедагогическое;
2. Психокоррекционное;
3. Оказание логопедической помощи детям с ТНР
Проблемы, которые затрудняют формирование позитивной социализации у детей с нарушениями речевого развития:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь ребенка;
- неспособность грамматически правильно построить предложение;
-бедность словарного запаса (активного и пассивного);
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- неспособность построить монолог: например, повествовательный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи и т. д.
- нарушения фонетико-фонематического характера, нарушения слоговой структуры слов.
- нарушение зрительно-пространственных представлений, неумение правильно использовать предлоги в речи;
- трудности формирования эмоционально-волевой сферы.
Система работы с детьми и родителями состоит из 3 блоков
1 БЛОК
Занятия по развитию речи
В ходе этих занятий проводятся специально разработанные задания, направленные на обучение и развитие речевой культуры, умений и навыков построения диалогической речи. Используются традиционные и инновационные форм организации занятий и методических приемов: рассказы с проблемным содержанием, стихи-диалоги, обсуждение книг, мультфильмов и т.д.
Монологическая речь включает: составление рассказов-описаний, творческое рассказывание.
Важным является поэтапная отработка диалогических единств «побуждение-реакция на побуждение», «вопрос-ответ», «сообщение-реакция на сообщение».
Во время выполнения таких заданий и упражнений уделяется внимание развитию у детей общекоммуникативных навыков, базовых параметров социального интеллекта (социальные знания, социальная интуиция, адекватное выражение собственных и понимание чужих эмоций, саморегуляция речевых и поведенческих реакций).
Например, умения детей задавать вопросы и отвечать на них отрабатывались на логозанятиях с использованием игровых приемов: «да»-«нет», «вопросы с подсказкой», «запрещенные слова», «смешинка», «турнир знатоков», «ты мне -я тебе». Участие в подобных игровых ситуациях требует от ребенка мобилизации когнитивных способностей, активизации знаний об отношениях людей, о природе, родном крае. Например, в игре «да-нет» детей побуждаем к построению вопросов в определенной логической последовательности.
Дети задают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» или «нет», догадаться о задуманном педагогом предмете, животном, растении. Точность формулировок вопросов зависит от ясности представлений ребенка о предметах, животных, об их основных классификационных признаках.
При составлении повествовательного рассказа используются картины с проблемным содержанием (пособие Т.А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у детей с ТНР). В этом пособии представлены ситуации-иллюстрации, с помощью которых педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Используются ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями. (например, украшаем групповое помещение к празднику, делаем маме открытку, помогаем бабушке и т.д.).
Для заучивания диалогов подбираются небольшие стихи с частой сменой реплик, с использованием диалогических единств «вопрос-ответ», «сообщение -реакция на сообщение» (например: С. Маршак «Перчатки», А. Белов «Лягушонок» стихи Б. Заходера и А. Барто).
Не менее важными инструментами при решении задач позитивной социализации являются обсуждение с детьми событий дня, книг, мультфильмов. Педагог анализирует речевую активность детей в разнообразных ситуациях повседневной жизни. Например, при ответе на вопрос: «Какое событие дня тебе запомнилось и почему?» логопедом уточняется степень самостоятельности и способность к адекватной оценке собственной успешности («меня похвалил восптьательница, я лучше всех решил рассказал сказку»), т.е. педагог может диагностировать и корректировать самооценку ребенка, являющуюся важным компонентом его позитивной социализации.
Особое внимание уделяется обсуждению проблемных ситуаций на занятиях. Дети, решая проблемную ситуацию, усваивают модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых. (Например, как помочь другу, у которого потерялся карандаш, игрушка, болит что-то и т.д.)
Развитие монологической речи основано на приемах мнемотехники. На занятиях используются мнемотаблицы, мнемосхемы.
2 БЛОК предполагает использование в качестве методических инструментов различных вариантов по всем предметным областям (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самообслуживание, конструирование из различных материалов, изобразительная, музыкальная, двигательная и т.д.).
3 БЛОК охватывает разные аспекты жизнедеятельности и социального взаимодействия детей. Здесь активными участниками должны стать педагоги и родители. Одной из главных задач позитивной социализации является общение ребенка со взрослыми и сверстниками. Работа в парах, мини-группах (решение карточек с заданиями, активное обсуждение при выполнении, поиск правильного решения).
Внимание на создание полноценного сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию.
Предполагаемые результаты для детей с ОВЗ:
Для детей:
- повышение уровня речевой активности, общительности, легкости контактирования;
- повышение уровня самостоятельности, экспрессивности общения, полноты изложения, смысловое соответствие, связность и логичность высказывания
- сформированность у детей умения правильно употреблять в речи предложно-падежные конструкции;
- сформированность умений составлять рассказы, пересказывать небольшие тексты, правильно интонировать высказывание, использовать вербальные и невербальные средства выразительности
- коррекция лексико-грамматического строя речи, автоматизация поставленных звуков в свободной речи детей;
- выявление творческих способностей воспитанников для дальнейшего их развития.
Для педагога:
-повысить педагогическое мастерство:
-совершенствовать умение анализировать методическую литературу;
-применять современные педагогические технологии;
-повышение компьютерной грамотности, использование возможностей ИКТ в работе с детьми с ОВЗ;
-активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Вывод:
Позитивная социализация у детей с ОВЗ является необходимым условием успешности ребенка в обществе. Формированием позитивной социализации должны заниматься все участники образовательного процесса, используя традиционные и инновационные технологии и методики. Логопед обязан включать в свою деятельность направления, способствующие развитию коммуникативных и социальных навыков у ребенка с ТНР.
Библиографический список1. Папенкова А.А. Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк» 2021г.
2. Садовникова Т.С. «Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста» 2014 г.
3 Лунгу Н.Е. «Формирование инструментального обеспечения оценивания социализированности детей в ДОУ» 2015 г.
4. Ткаченко Т.А. «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников» 2018 г.
Социализация ребенка с ОВЗ – это развитие широкого спектра социальных компетенций, принципиально важных для адаптации к социальной среде и жизни в обществе. Функции процесса социализации:
-усвоение и воспроизводства социального опыта;
-социальное творчество как условие будущих социальных изменений.
Активное взаимодействие российских и зарубежных ученых, проведение исследований привели к введению понятия «позитивная социализация».
Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Л.С. Выготский в своей работе «История развития высших психических функций» (1931г.) утвердил положение о том, что овладение ребенком социальным опытом и своим поведением происходит преимущественно благодаря развитию речи. На ранних этапах социализации личности эффективность процесса социализации зависит от уровня развития устной речи: диалогической и монологической. Развитие этих форм речи рассматривается одним их важнейших факторов позитивной социализации личности ребенка старшего дошкольного возраста и обучающегося начальной школы.
Методика работы по развитию речи, формированию компетенций постоянно совершенствуется за счет достижений дошкольной и школьной дидактики, психологии, психолингвистики и социолингвистики. Акцент делается не только на умении детей строить диалог в вопросно-ответной форме, передавать информацию, используя монологические высказывания.
Важно учитывать:
-оптимальное аудирование (слышать собеседника, реагировать в соответствии с услышанным, изменять ход беседы, не отступая от темы)
-этикетные и поведенческие навыки;
-эмоциональный интеллект;
-самостоятельность суждений;
-социальная успешность.
Критерии оценивания уровня речевого развития детей и формирования позитивной социализации:
-коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования);
-экспрессивность общения: мимика, пантомимика, эмоциональное состояние, интонационная выразительность;
-полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность, логичность высказывания;
-речевые средства: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.
Цель работы учителя-логопеда по формированию позитивной социализации:
Создание условий для позитивной социализации детей с ОВЗ путем развития диалогической и монологической речи.
Задачи:
1. Разработать комплекс специальных задания, позволяющих постепенно и последовательно усложняя и стимулируя речевое общение, развивать социальные контакты детей;
2. Создать систему последовательного обучения детей нормам и правилам построения диалогической и монологической речи;
3. Создать условия, активизирующие самостоятельное, спонтанное общение детей со сверстниками и взрослыми;
4. Создать условия для повышения социального статуса ребенка в коллективе путем стимулирования речевых контактов;
5. Способствовать развитию форм устной речи путем создания «ситуации успеха» в ходе речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Направления:
1.Общепедагогическое;
2. Психокоррекционное;
3. Оказание логопедической помощи детям с ТНР
Проблемы, которые затрудняют формирование позитивной социализации у детей с нарушениями речевого развития:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь ребенка;
- неспособность грамматически правильно построить предложение;
-бедность словарного запаса (активного и пассивного);
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- неспособность построить монолог: например, повествовательный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи и т. д.
- нарушения фонетико-фонематического характера, нарушения слоговой структуры слов.
- нарушение зрительно-пространственных представлений, неумение правильно использовать предлоги в речи;
- трудности формирования эмоционально-волевой сферы.
Система работы с детьми и родителями состоит из 3 блоков
1 БЛОК
Занятия по развитию речи
В ходе этих занятий проводятся специально разработанные задания, направленные на обучение и развитие речевой культуры, умений и навыков построения диалогической речи. Используются традиционные и инновационные форм организации занятий и методических приемов: рассказы с проблемным содержанием, стихи-диалоги, обсуждение книг, мультфильмов и т.д.
Монологическая речь включает: составление рассказов-описаний, творческое рассказывание.
Важным является поэтапная отработка диалогических единств «побуждение-реакция на побуждение», «вопрос-ответ», «сообщение-реакция на сообщение».
Во время выполнения таких заданий и упражнений уделяется внимание развитию у детей общекоммуникативных навыков, базовых параметров социального интеллекта (социальные знания, социальная интуиция, адекватное выражение собственных и понимание чужих эмоций, саморегуляция речевых и поведенческих реакций).
Например, умения детей задавать вопросы и отвечать на них отрабатывались на логозанятиях с использованием игровых приемов: «да»-«нет», «вопросы с подсказкой», «запрещенные слова», «смешинка», «турнир знатоков», «ты мне -я тебе». Участие в подобных игровых ситуациях требует от ребенка мобилизации когнитивных способностей, активизации знаний об отношениях людей, о природе, родном крае. Например, в игре «да-нет» детей побуждаем к построению вопросов в определенной логической последовательности.
Дети задают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» или «нет», догадаться о задуманном педагогом предмете, животном, растении. Точность формулировок вопросов зависит от ясности представлений ребенка о предметах, животных, об их основных классификационных признаках.
При составлении повествовательного рассказа используются картины с проблемным содержанием (пособие Т.А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у детей с ТНР). В этом пособии представлены ситуации-иллюстрации, с помощью которых педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Используются ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями. (например, украшаем групповое помещение к празднику, делаем маме открытку, помогаем бабушке и т.д.).
Для заучивания диалогов подбираются небольшие стихи с частой сменой реплик, с использованием диалогических единств «вопрос-ответ», «сообщение -реакция на сообщение» (например: С. Маршак «Перчатки», А. Белов «Лягушонок» стихи Б. Заходера и А. Барто).
Не менее важными инструментами при решении задач позитивной социализации являются обсуждение с детьми событий дня, книг, мультфильмов. Педагог анализирует речевую активность детей в разнообразных ситуациях повседневной жизни. Например, при ответе на вопрос: «Какое событие дня тебе запомнилось и почему?» логопедом уточняется степень самостоятельности и способность к адекватной оценке собственной успешности («меня похвалил восптьательница, я лучше всех решил рассказал сказку»), т.е. педагог может диагностировать и корректировать самооценку ребенка, являющуюся важным компонентом его позитивной социализации.
Особое внимание уделяется обсуждению проблемных ситуаций на занятиях. Дети, решая проблемную ситуацию, усваивают модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых. (Например, как помочь другу, у которого потерялся карандаш, игрушка, болит что-то и т.д.)
Развитие монологической речи основано на приемах мнемотехники. На занятиях используются мнемотаблицы, мнемосхемы.
2 БЛОК предполагает использование в качестве методических инструментов различных вариантов по всем предметным областям (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самообслуживание, конструирование из различных материалов, изобразительная, музыкальная, двигательная и т.д.).
3 БЛОК охватывает разные аспекты жизнедеятельности и социального взаимодействия детей. Здесь активными участниками должны стать педагоги и родители. Одной из главных задач позитивной социализации является общение ребенка со взрослыми и сверстниками. Работа в парах, мини-группах (решение карточек с заданиями, активное обсуждение при выполнении, поиск правильного решения).
Внимание на создание полноценного сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию.
Предполагаемые результаты для детей с ОВЗ:
Для детей:
- повышение уровня речевой активности, общительности, легкости контактирования;
- повышение уровня самостоятельности, экспрессивности общения, полноты изложения, смысловое соответствие, связность и логичность высказывания
- сформированность у детей умения правильно употреблять в речи предложно-падежные конструкции;
- сформированность умений составлять рассказы, пересказывать небольшие тексты, правильно интонировать высказывание, использовать вербальные и невербальные средства выразительности
- коррекция лексико-грамматического строя речи, автоматизация поставленных звуков в свободной речи детей;
- выявление творческих способностей воспитанников для дальнейшего их развития.
Для педагога:
-повысить педагогическое мастерство:
-совершенствовать умение анализировать методическую литературу;
-применять современные педагогические технологии;
-повышение компьютерной грамотности, использование возможностей ИКТ в работе с детьми с ОВЗ;
-активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Вывод:
Позитивная социализация у детей с ОВЗ является необходимым условием успешности ребенка в обществе. Формированием позитивной социализации должны заниматься все участники образовательного процесса, используя традиционные и инновационные технологии и методики. Логопед обязан включать в свою деятельность направления, способствующие развитию коммуникативных и социальных навыков у ребенка с ТНР.
Библиографический список1. Папенкова А.А. Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк» 2021г.
2. Садовникова Т.С. «Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста» 2014 г.
3 Лунгу Н.Е. «Формирование инструментального обеспечения оценивания социализированности детей в ДОУ» 2015 г.
4. Ткаченко Т.А. «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников» 2018 г.