Выпуск № 53 (128) 2021

Тимощенко С.П. Адаптация детей раннего возраста (2-3 лет)

Для любого ребенка поступление в детскую дошкольную образовательную организацию является трудным шагом. В этот момент резко меняется окружающая обстановка, а вместо близких и дорогих родителей появляются воспитатели и другие незнакомые взрослые. Но особо от изменений условий жизни страдают малыши, дети раннего возраста 2-3 лет, которым предстоит впервые перейти из достаточно узкого семейного круга в мир широких контактов. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление.
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития.
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Поэтому в период адаптации, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Ребенок в своей семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Для него все новое и чужие дети, режим, даже еда совершенно другая, чем дома.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
В период адаптации ребенка к дошкольному учреждению как никогда актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Адаптация – активный процесс, приводящий как к позитивным, так и негативным результатам. Она проявляется в совокупном изменении организма и психики ребенка.
Для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны. Залог успешного посещения ребенком садика – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. [1, c. 79]
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга – поведение ребенка.
Чтобы более детально и как можно объективнее судить о процессе адаптации, существуют специально разработанные показатели, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.
Проблема адаптации детей 2- 3-х летнего года жизни к условиям детского сада зависит от того как быстро проходит привыкание к новому режиму, к незнакомым людям, от этого зависит его психическое и физическое развитие и дальнейшее благополучие, существование в детском саду, в семье. Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого. Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
В этом случае нужно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п. [2,19-20]. Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и взрослых, и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам. [3, c. 124]
Для успешной адаптации ребенка при поступлении в детский сад (возраст от 2 лет 6 месяцев до трех лет) необходимо наличие у него определенных навыков и уровня развития. В главе 1 данной работы были даны теоретические обоснования особенностей поведения ребенка в первые дни его нахождения в детском саду, было показано, что такая стрессовая ситуация может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, отказ от еды и т.п. Поэтому основными принципами работы по адаптации детей в первые недели явились.
1.       Постепенное заполнение групп.
2.       Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.
3.       Сохранение первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.
4.       Информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных листов.
Большое значение при адаптации имеет первый день пребывания ребенка в детском саду. Ребенок должен почувствовать, что здесь он желанный гость, что никто его не обидит, что вокруг много интересного и занимательного. Если ребенок испуган, мама заходит с малышом в группу, такой способ потребовался в работе с родителями всего лишь четырех детей. Отчасти это говорит и о работе, проведенной с родителями до поступления их детей в детский сад.
Прием детей в группу проходил по подвижному графику. Это обеспечивало индивидуальный подход к каждому малышу. В первые несколько дней ребенок прибывал в группе не более 2-3 часов в период бодрствования. В неделю принималось по 3 новых малыша. Если адаптация проходила успешно: ребенок не плакал, хорошо кушал, играл, его оставляли спать. Ребенок находился в садике до 15 часов. Постепенно время пребывания ребенка в детском саду увеличивалось.
Но зачастую родители старались ускорить этот процесс, бывало, что по 2-3 малыша приходили ежедневно. Это не способствовало быстрой адаптации детей, т.к. воспитатель не мог уделять всем им должного внимания. Так, например, с 1 по 4 сентября в группе уже находилось 11 детей, с 7 сентября добавилось 4 ребенка, с 14 сентября – еще 2 и т. д.
Важен для малыша и первый сон в саду. Воспитатель помогал ему раздеться, укладывал спать, укрывал одеялом. Если ребенок был неспокоен, необходимо было посидеть с ним рядом, погладить его спинку, тихо сказать, что мама обязательно придет, что мама любит его, что «….мы с тобой только отдохнем и мама придет». Как правило, эти нехитрые приемы помогали ребенку успокоится и уснуть в непривычной для него обстановке, а кому то приходилось и тихонько спеть колыбельную песенку.
Особое внимание уделялось питанию детей. Ведь меню детского сада зачастую отличается от той еды, которую дети кушают дома. Уговоры, «…попробуй – это вкусно!», зачастую не помогают. Поэтому детей рассаживаем таким образом, что бы рядом находились дети, кушающие с хорошим аппетитом. Тут уже играет роль детское любопытство, если все кушают – может и я, попробую. Иногда приходилось докармливать детей, в этом случае нужно учитывать, что насильно заставлять есть нельзя – формируется негативное отношение к этому процессу.
Для комфортной адаптации в группе создана пространственно-развивающая среда с учетом возрастных особенностей детей.
Группа светлая, эстетично оформлена, теплые полы, все это – комфортно для детей данного возраста.
Оформлены игровые зоны: физического развития, театральный уголок, уголок природы, книжный уголок с красиво иллюстрированными книжками.
В группе достаточное количество разнообразных игрушек. Игрушки – забавы, конструкторы, игрушки - сюрпризы помогающие заинтересовать детей. Много машинок, кукол с мебелью и посудой. Есть стол для сенсорного развития. Все это доступно для каждого ребенка.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Поэтому первые игры мы проводили фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступал взрослый (воспитатель). Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. Практикуются пальчиковые игры, в них участвуют все дети группы сразу.
В адаптационный период приходится уделять много заботы и внимания детям. Каждый ребенок должен почувствовать защиту со стороны взрослого – поэтому одна из главных задач адаптационного периода развить доверие и взаимопонимание между детьми и взрослыми, укрепить эмоциональные контакты между детьми. Вся совместная деятельность воспитателя и детей направлена на это, как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в режимные моменты.
Первые занятия были направлены на знакомство детей с воспитателем, детей друг с другом. В помощь себе воспитатель «приводит» какой либо знакомый персонаж, легко узнаваемый детьми (зайка, мишка, кукла). В нашей группе в этой роли часто выступает Маша, персонаж мультфильма «Маша и медведь».
При проведении занятий необходимо учитывать уровень развития речи ребенка. Ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах. Некоторые дети просто еще очень плохо говорят, поэтому часто свои проблемы они проявляют через капризность, агрессивность и т.д. В нашей группе при поступлении 12 детей говорили только отдельные слова, а некоторые – вообще всего несколько слов: мама, папа.
Для активизации речи детей в группе постоянно разговариваю с детьми. Каждое наше совместное действие проговаривается. Моем ручки - рассказываем потешку «Водичка, вода! Умой мое личико, что бы глазки блестели, чтобы щечки краснели…». Кушаем – «Сорока, сорока» и так далее. Делаем зарядку – тоже озвучиваем свои действия. Обязательно в течение дня рассказываю детям знакомые сказки (Теремок, Репка, Три медведя) и прошу помочь продолжить («забыла, что дальше…!»). Это активизирует речь и тренирует память. В группе 2 девочки, для которых русский язык не родной. Поэтому с ними мы проговариваем и неоднократно повторяем название предметов с которыми соприкасаемся. Все это приводит к определенным успехам.
Маленькому ребенку трудно сосредоточиться на чем-нибудь долго. Занятие для него, прежде всего игра! Поэтому программа занятий в группе, составлена с учетом особенностей детей раннего возраста. Это способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста делаю на сенсорные и моторные игры.
Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать.
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка с взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.
Не меньше удовольствия детям нашей группы приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Рисование кисточками, ватными палочками, даже пальчиками приводят детей в восторг. И обязательно – похвала со стороны воспитателя, а вечером мы еще и маме с папой покажем! А мы еще и из пластилина лепим! Как показала практика, к большому сожалению две трети детей увидели пластилин впервые в детском саду.
Большое внимание в период адаптации детей мы уделяем гигиене и укреплению здоровья детей. С этой целью ежедневно проводится утренняя зарядка и «ленивая» гимнастика после пробуждения детей. Дети учатся самостоятельно мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем, а также пользоваться только «своим» горшком.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками.
Адаптация считается благоприятной в следующих случаях:
-         если эмоционально - поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 30 дней у детей ясельного возраста;
-         невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1–2 недель без специальной коррекции;
-         потери массы тела не наблюдалось;
-         за период адаптации ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме.
Показателем хорошей адаптации является следующее поведение ребенка: малыш говорит родителям: «Ну, пока…!» и срывается в группу, потому, что там его ждут интересные занятия, а потом идет с охотой домой.
Библиографический список
1.       Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.
2.       Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А. И. Ганичева – М.: Академия, 2000. – 408 с.
3.       Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С.14-16.