2023 2022
1 (219) 2023

Федина Л.В. ПРОЕКТ «ПРАЗДНИК СЕВЕРА»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-4.pdf

1. Пояснительная записка

1.1. Целевая аудитория: подготовительная к школе логопедическая группа, дошкольники 5-7 лет. Материал способствует формированию у дошкольников интереса и потребности к активной, созидательной деятельности, предназначен для закрепления изученных букв русского алфавита, расширения коммуникативной, информационной, естественно-научной грамотности;

1.2. Цель: содействовать решению программных образовательных задач в игре и совместной деятельности взрослых и детей.

1.3. Задачи:

· формировать у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности;

· соблюдать принципы гуманизации, непрерывности и системности образования;

· познакомить с традициями и достопримечательностями Кольского севера;

· развивать художественно – творческую деятельность дошкольников;

· содействовать формированию сотрудничества детского сада и родителей воспитанников;

1.4. Планируемым результатом является создание у детей интереса к своему родному краю, воспитание партнерских отношений, желание научиться читать и писать;

1.5. Форма проведения: индивидуальная, групповая, микрогруппы;

2. Основная часть

Вид проекта: познавательно - творческий, долгосрочный;

Продолжительность проекта: 1год;

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы (5-7 лет), родители.

Актуальность проекта: в связи со снижением познавательного интереса детей актуальность темы возрастает, стоит проблема длительного нахождения у телевизора или компьютера, а также слабость мелкой мускулатуры рук;

Реализация проекта через образовательные области:

Познавательное развитие:

Беседы, совместная деятельность, поиск информации из различных источников, загадывание загадок;

Речевое развитие: Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, подготовка небольших рассказов;

Социально – коммуникативное развитие:

Тематические беседы, просмотр мультимедийных презентаций;

Художественно – эстетическое развитие: изобразительная деятельность, прослушивание стихотворений О.Бундура (других поэтов и писателей о севере), рассказов о северном крае;

Физическое развитие: укрепление мелкой моторики руки;

Технологии/ методы/ приёмы: социоигровая, технология проблемного обучения;

Продукт проектной деятельности:

· Свободная игра детей на основе сюжета «Праздник Севера»

· Оформление и презентация выставки «Региональная азбука» в холле детского сада;

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап (информационно-накопительный):

• Разработка содержания проекта, составление плана работы;

• Подбор информационного материала для реализации проектных мероприятий (энциклопедии, иллюстрации, художественная литература, видеозаписи);

• Подбор материалов для продуктивной деятельности, изготовление и подготовка костюмов и игрового материала;

• Экскурсии в библиотеку.

2.Основной этап (организационно-практический):

2.1. Беседа с родителями и детьми:

«В каждой стране есть свои достопримечательности, интересные как для местных жителей, так и для приезжающих в гости.

Путешествуя по Черногории, одна педагог-логопед из России увидела чудесные рисунки в тоннеле где-то по дороге в горы. Начинающие художники, ученики изостудий оформили каменные стены подземки своими картинами. Это были необычные рисунки- нарисованы мосты, памятники, картины природы этой страны и плюс буква, с которой начинаются их названия. И, вот, мы с нашими почемучками решили нарисовать и написать свою азбуку.

Наши ребята, конечно, не великие художники, но они старались рисовать северное сияние, море, снежные барханы, морошку, всё-всё, что они видят вокруг себя в нашем суровом, но прекрасном Заполярье, и, конечно, у них есть помощники- мамы, папы, бабушки, сестрички и братики… Мы тоже сможем найти интересные, необычные достопримечательности нашей родины, сурового, но редкой красоты края!

Мы предлагаем оформить листы бумаги формата А-3 рисунками на каждую букву русского алфавита. Понимаем занятость родителей, сложность изображения, а самое главное- интерес наших детей к познанию утерян. Неослабным вниманием всей семьи завладевает телевизор, компьютерные игры, телефон. Между прочим, за это удовольствие дети расплачиваются своим здоровьем. Поэтому позволять ребятишкам быть телезрителями лучше в выходные дни и чуть больше на каникулах. Как думаете, почему передача «Спокойной ночи, малыши» длится 15 минут?.. Столько времени разрешается дошкольникам проводить у телевизионного экрана. Но любящие родители пренебрегают этими правилами, разрешают своим детям засиживаться до глубокой ночи перед телевизором или компьютером, забывая о двигательной активности, о прогулках, которые на севере должны составлять 2-3 часа. А ещё секции и кружки…переутомление растёт, недостаток в свежем воздухе увеличивается. Знаю по себе, что всё это сказывается на общем состоянии здоровья: дети жалуются на головные боли, плохой сон и другое. Важно определить режим дня, полноценный сон, выполнять его, иначе любая «полуорганизация» лишь прибавит трудностей и забот. Как справиться с проблемами, отвлечь от компьютера?.. Найти и развить интерес ребёнка любым другим способом! Дети быстро соглашаются играть в «путешествия» на сконструированном корабле или самолёте и даже писать буквы, если им правильно объяснить зачем.

Предлагаем большой лист бумаги, краски, маркеры, фломастеры, блёстки и что ещё есть в доме (картинки, фотографии, цветную бумагу, фольгу, перья, пластилин, картон, фломастеры, мелки и прочее…) А также вспомнить или посмотреть в энциклопедии, интернете, книгах, что есть такого рядом с нами интересного, начинающегося со звука А? Или М…Мой ДОМ, мой МИР… и нарисовать, что чувствуешь, хотя бы схематично, как умеешь. Поможет, как всегда, мамочка, бабуля, сестра…Потом отнесём в детский сад, приклеим к общей картине, все вместе заламинируем интересным прибором ламинатором, пробьём дырочки дыроколом, протянем леску через дыры, завяжем и повесим на стене в холле, чтобы ребята из соседних групп читали и узнавали что-то новое. (Некоторые семьи рисовали и писали буквы на листах, а потом мы вместе вырезали и приклеивали на общий лист определённой буквы, но чаще дети вместе с родственниками рисовали на общей картинке.

Не так всё просто: найти словечко, которого нет ни у кого, трудно, а ещё нарисовать! Многие «брали уроки рисования» у соседей, друзей. Приходилось листать брошюры, газеты, энциклопедии, справочники, авторские книги, сборники стихов местных поэтов. Конечно, в помощь нам интернет, и вот- каждая страничка неповторима».

2.2. Непосредственная работа над проектом.

На подготовленном листе бумаги А-3 рисуем букву (после изучения её на ООД) и дополняем плакат рисунками, пишем названия, слушаем рассказы, по возможности обыгрываем, загадываем загадки, смотрим презентации. Получились оригинальные, яркие истории о предметах, явлениях, животных нашего Кольского полуострова. Даже события общественной жизни!

Обязательное условие: надо коротко рассказать об этом предмете. Если живой, то как существует, чем питается, где живёт и прочее, если неживой, то, где находится, как образовался, рукотворный или природный.

Конечно, хотелось, чтобы наше произведение имело художественный контекст, но оказалось, совсем необязательно. Когда мы развесили нашу Азбуку в холлах детского сада, ребята из соседних групп с большим интересом читали, а кто не мог читать – узнавали по картинкам, а друзья из нашей группы рассказывали им о том, что нарисовано.

Несомненно, у наших ребят шло отличное развитие речи, а также поднималась самооценка: «я могу рассказать о том, что другие не знают».

Чтобы всё это случилось, надо подготовить книжный уголок, наполнить его детскими энциклопедиями, играми, лото, фотографиями местных животных, растений, картин природы.

В качестве способа, формы достижения таких результатов педагог может использовать возможность ненавязчивого, нерегламентированного, свободного введения в оборот жизни знаний, умений. По желанию ребёнка или микрогруппы детей можно обеспечить ребят возможностью и материалами для творческой деятельности, экспериментирования.

Особое место занимает развитие и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, оказывающее благотворное влияние как на речевое развитие детей, так и способствующее психическому развитию, в том числе укреплению нервной системы. (штриховка, закрашивание, выкладывание пластилином, конструирование)

Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики: упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, горизонтальная, вертикальная, наклонная штриховка; рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются различными изоматериалами); работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (ёлка, солнце, дом) по контуру и без него; рисование несложных геометрических фигур и предметов в воздухе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной руки, затем другой руки.

С точки зрения развития самого ребёнка овладение письменной речью- это развитие одной из самых важных форм символической репрезентации (представления). Символическая репрезентация- это человеческая способность заменять отсутствие реальных деталей (предметов, явлений, живых объектов, людей или действий) каким-либо знаком, символом. Детские рисунки- это тоже средства символической репрезентации, которые обозначают реальные предметы.

Графическая практика имеет своей основной педагогической задачей подготовку руки к письму.

Нельзя исключать нравственно-патриотический аспект в познании своей малой родины, это особенности военно-морского региона севера России.

Варианты участия родителей в различных активностях детей:

- Привлечение родителей к сопровождению группы во время экскурсий. Перед мероприятием можно объяснить родителям, на что воспитатель будет обращать внимание детей, чтобы родители делали то же самое во время экскурсии и потом дома со своим ребёнком.

- Приглашение родителей, гостей разных профессий (моряки, военнослужащие, водолазы, оленеводы). При этом важно, чтобы родители проигрывали свои действия, а не просто рассказывали детям о том, что они делают на работе.

- Родители могут помогать воспитателю в проведении виртуальных экскурсий либо создавать собственные видеоролики, фотографии.

- Важно привлекать родителей к созданию (вместе с детьми!) игрового материала, который впоследствии будет использоваться в группе для сюжетно-ролевой игры.

2.3. Подготовка и помощь в организации свободной игры «Праздник Севера».

Когда мы дошли до буквы «П», дети вспомнили о соседнем городе Полярном, подводных лодках, причалах, а педагоги о путешествии на Праздник Севера.

Рассказ педагога о посещении Праздника Севера в деревне Ловозеро, показ фотографий и сувениров: «Несколько лет назад Праздник Севера проходил в городе Мурманске, и северных оленей привозили из Ловозера. Но олени, а особенно оленята очень боялись и даже сильно заболевали. Поэтому теперь праздник проходит на берегу прекрасного озера. Всё начинается с концерта народной самодеятельности, артистов, потом было файер-шоу, а затем начались соревнования оленеводов и охотников (стрельба в цель из лука, метание верёвки-лассо). На центральной площади работала ярмарка. Народные умельцы предлагали свои прекрасные картины, поделки из дерева, украшения из кожи и меха. Одновременно работали небольшие кафе, шашлычные. И, конечно, можно было покататься на оленях. Они очень красивые, с пушистыми рожками, огромными глазами.»

В нашей группе открылась мастерская. Ребята смастерили повозки из коробок, взрослые помогли вырезать из картона «оленей», нарисовали картины природы, северных птиц и зверей, сплели из резиночек браслеты, слепили из разных видов пластилина сувениры (особенно хорошо получилась морошка, дети провели мастер-класс для своих родителей). Из солёного теста «напекли пирожков» для кафе, даже придумали, как сделать шашлыки (палочки для роллов, цветная бумага). Артисты вспомнили добрые песни и стихотворения. Нашлись лук, стрелы, мишени, верёвки для того, чтобы накинуть на «оленя». Роли дети распределяли сами, некоторые успевали взять на себя две- три. Было даже «файер-шоу» с фонариками и награждение победителей соревнований оленеводов! Всем захотелось побывать на настоящем Празднике Севера.

Литература:

1. О. Бундур «У нас, на крайнем севере», М. 2009

2. О. Баранова «Я с восторгом смотрю на тебя», М. 2003

3. А. Вахрамеева «Кольское заполярье», М. 1994

4. И. Тверитинова «Снежногорск», М. 2005

5. Под редакцией Г. Чебелевой «Снежногорская АБВГдейка», М. 2005

6. Л. Юдакова «Детская энциклопедия Кольского заполярья» М. 2013

Приложение