2023 2022
2 (220) 2023

Пеценюк Т.Ю. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-4.pdf

«Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей" Н. И. Морозов [1, стр.63]. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитии речи детей. Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка.

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс [2].

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит.

Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Но, как известно, современные дети всё чаще проводят свое свободное время за просмотром телевизора, за компьютерными играми и всё реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. И задача воспитателя познакомить детей не только с художественными произведениями, но и дать первые представления о писателях. Знакомя с новыми произведениями, вы в обязательном порядке называете автора, название произведения, показываете портрет писателя. Если собираетесь читать новое произведение уже известного детям автора, то обязательно вспоминаете о прочитанных книгах. А уже в старших группах детям рассказывают о жизни писателя и его книгах. Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Для осуществления поставленной цели и задач в группе создана развивающая предметно-пространственная среда для совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей. В книжном уголке содержание и размещение книг зависят от возраста и роста детей, от конкретных задач приобщения детей к чтению. Периодически в уголке устраиваются книжные выставки, посвященные творчеству отдельных писателей, жанрам или даже одной книге, размещаются портреты писателей, иллюстраторов. Невозможна такая работа без поддержки родителей. Благодаря их помощи, в группе организуются тематические выставки, конкурсы рисунков и иллюстраций. Ребята вместе с родителями придумывали и составляли свои книжки-малышки.

Говоря словами М. Горького, книга – это единственная машина времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее. [3, стр.148] Поэтому «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!» (К. Паустовский).

Список литературы

1. Зубков В.Н. «Мудрость тысячелетий от А до Я» Язык книги: Русский Издатель: АСТ, Астрель, Москва, 2007, стр. 214

2. Журавлева О.С. «Приобщение детей к чтению художественной литературы в ДОУ» [Электронный ресурс] https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/priobshchenie-detej-k-chteniyu-khudozhestvennoj-literatury.html3. Горький М. «О литературе» Год издания: 1980 Язык: Русский Твердый переплет, 480 стр.