Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-6.pdf
Аннотация
В статье дается понятие «профориентация». Почему необходимо детей дошкольного возраста знакомить с профессиями. Как и в каких видах воспитательно-образовательной работы можно знакомить дошкольников с профессиями.
Ключевые слова
Профориентация, профессия, задачи, дошкольник, деятельность.
На сегодняшний день дошкольное учреждение - первое звено в единой системе непрерывного образования в Российской Федерации. В рамках ДОУ педагоги должны дать базовые знания о разнообразии и широком спектре различных профессий. Как правило, раннее руководство детей дошкольного возраста - это первый этап развития самостоятельного выбора ребенка и основа для определения его профессиональных предпочтений. Как правило, раннее руководство детей дошкольного возраста - это первый этап развития самостоятельного выбора ребенка и основа для определения его профессиональных предпочтений.
В настоящее время профориентация является одним из важных направлений работы ДОУ.
В дошкольных учреждениях особое внимание следует уделять раннему профессиональному руководству детей дошкольного возраста.
Основные цели ранней профориентации детей - это формирование эмоциональной привязанности ребенка к миру профессий, открытие ему возможности проявить себя в разных областях деятельности. Задача знакомства с детьми по профессиям - подготовить их к осознанному выбору, дальнейшему самораскрытию и проанализировать свой трудовой путь.
Основные задачи профориентации:
- Моделирование профессионально ориентированной среды, которая помогает дошкольникам получить базовое представление о разнообразии профессий и проявить интерес к труду.
- Развитие системы первичной профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.
- Формирование у детей секторов отечественной экономики, рабочих процессов в производстве, основных понятий, используемых современным оборудованием.
- На базе детского сада создание целостного информационного пространства, посвященного профессиональному самоопределению своих учеников.
- Разработка и оценка системы критериев эффективности работы детей дошкольного возраста в раннем профориентационном руководстве.
- Организация сотрудничества с родственниками учащихся в формировании основных представлений детей о различных видах деятельности, их важности для общества в целом и позитивного отношения к любому человеку, любой юридической профессии в частности.
Руководство профориентацией для ФГОС в ДОУ должно основываться на таких принципах, как:
- Взаимодействие с ориентацией на личность (основа образовательного и воспитательного процесса - глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).
- Доступность и достоверность информации о профессиях.
- Открытость (каждый ребенок имеет право участвовать в профориентации, показывать результаты своей работы или отказываться от всего этого, имеет право на личное достижение по своему усмотрению и имеет право самостоятельно решать, продолжать или заканчивать учебу).
- Диалог (обсуждение хода выполнения задач с детьми, достигнутые результаты, возможность продолжения работы и анализ ситуаций, которые помогают или препятствуют достижению успеха).
- Активация практической деятельности (выбор таких форм, как игры, развлекательные мероприятия, разговоры, порядок работы, наблюдение и экскурсии).
- Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать, что он является предметом своих действий и отношений со сверстниками).
- Региональная составляющая (при проведении профессиональной руководящей работы с дошкольниками следует учитывать особенности своего региона проживания, спрос на профессии в своем регионе и социальный спрос).
Раннее знакомство с профессиями позволяет повысить интерес ребенка к его психологическим качествам и развитию эмоционального отношения к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в текущей деятельности.
Поддерживая регулярную и системную работу по профориентации, мы расширяем кругозор дошкольников в профессиональном мире.
В ДОУ цель раннего (детского) профориентирования в детском саду - расширение знаний о профессиональном мире, привлечение внимания к труду взрослых.
В процессе работы с детьми дошкольного возраста, руководствуясь ранней профориентацией, воспитатели используют различные методы для того чтобы сделать работу более интересной.
Среди них:
- Визуальные (живые изображения), в том числе: экскурсии, наблюдения, дидактические путеводители, просмотр картинок, картинок, фотографий, рисунков, просмотр видео
- Словесные слова, в том числе: художественная лексика; рассказ педагога; речи; небольшие фольклорные формы; проблемные ситуации.
- Практическими являются: обучение отдельным способам выполнения трудовых операций; внутри игровые учебные ситуации; сюжетные и ролевые игры.
- Игры, в том числе: дидактические игры; игровые упражнения; игры с правилами; словесные игры; игры с фантазиями; шутки; сюжетно-ролевые игры; моменты удивления.
Чтобы сформировать у детей устойчивое представление о ценности труда и профессиональной деятельности человека, педагог должен выполнить для себя следующие задачи:
1. Развивать интерес детей к труду и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родителей, работников детских садов, социальных партнеров);
2. Знакомить детей с трудностями в различных профессиях (место работы, условия труда, средства на работу, результат труда);
3. Укрепить навыки детей, чтобы выразить это в веселой и продуктивной манере;
4. Содействие развитию познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей;
5. Чтобы дети дошкольного возраста понимали, что труд, работа занимают очень важное место в жизни людей, труд - основа жизни;
6. Помогать детям понять важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
В нашей работе по этому вопросу мы используем различные формы и методы:
Экскурсии: Экскурсии - важный инструмент развития представлений о труде взрослых, так как у детей есть возможность увидеть трудовые действия, трудовые процессы, средства (продавец хлебобулочных и хлебобулочных изделий, библиотека).
Сюжетно-ролевые игры: Сюжетно-ролевые игры дают возможность удовлетворить основные потребности ребенка: познакомиться с окружающим миром, активные движения, общение, стремление к независимости, активное участие в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, его субъективный опыт превращается в важный источник собственного развития.
Беседы: в них дети узнают названия и сущности различных профессий.
Драматизация: Во время драматизационных мероприятий дети развивают универсальность для межличностного взаимодействия, творчества в любой сфере. Кроме того, драматизированное выступление для детей - хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые аплодисменты в их жизни.
ИКТ-технологии: позволяют им более подробно проникнуть в мир профессий и подробно изучить важность какой-то деятельности.
Спортивные мероприятия: Благодаря этим мероприятиям мы укрепляем знания детей о профессиях и их значении в жизни людей.
Работа с родителями: Понятно, что работа воспитателей детских садов по знакомству детей с трудностями взрослых не может декриминализовать желаемые результаты без надлежащей пропаганды среди родителей. Наша задача – довести до сознания родителям, что знакомство ребенка с трудом является фактором большой воспитательной важности; что ребенок, который знает, что делают отец и мать на производстве, испытывает к себе особое уважение; однако в глазах растущего человека повышается и их авторитет. Воспитательный эффект труда усиливается, если ребенок проявляет интерес.
Работу по профориентации можно организовать с использованием картинок, изображающих людей разных профессий, их работу и транспортные средства. Поэтому мы читаем детям художественную литературу и вместе с ними изучаем стихи, загадки или пословицы и связанные с работой высказывания. Это поможет закрепить знания по заданной теме. Для систематизации представлений детей и установления ценностного отношения к последствиям человеческого труда мы используем образовательные и игровые ситуации.
Дошкольный возраст - это эмоционально образная фаза, при которой знания о конкретных формах работы, профессиях накапливаются посредством зрительного восприятия, интерпретации образов, а дети имеют возможность наблюдать за работой работников детского сада: педагогов, медсестер, шеф-повара, повара, охранника.
Воспитатели считают, что знакомство детей с профессиями не только расширяет общее понимание окружающего мира и кругозора детей, но и создает определенный фундаментальный опыт профессиональных действий и способствует ранней ориентации в профессии.
Мы надеемся, что наши дети научатся проявлять инициативу в выборе интересующей их деятельности, получить представление о профессиональном мире, осознать ценностное отношение взрослых к своей работе, продемонстрировать свою независимость, активность и творческий потенциал, тем самым помочь им добиться успеха в школе и стать профессионалами в будущем.
Хотелось бы, чтобы наши дети не ошиблись в выборе профессии!
Библиографический список:1. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова. Москва: Сфера, 2005. 64с.
2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 136 с.
3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие. Балашов: Издат. «Николаев», 2004. 52 с.
4. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 128 с.
5. Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. Москва: ТЦ Сфера, 2013. 64с.
Аннотация
В статье дается понятие «профориентация». Почему необходимо детей дошкольного возраста знакомить с профессиями. Как и в каких видах воспитательно-образовательной работы можно знакомить дошкольников с профессиями.
Ключевые слова
Профориентация, профессия, задачи, дошкольник, деятельность.
На сегодняшний день дошкольное учреждение - первое звено в единой системе непрерывного образования в Российской Федерации. В рамках ДОУ педагоги должны дать базовые знания о разнообразии и широком спектре различных профессий. Как правило, раннее руководство детей дошкольного возраста - это первый этап развития самостоятельного выбора ребенка и основа для определения его профессиональных предпочтений. Как правило, раннее руководство детей дошкольного возраста - это первый этап развития самостоятельного выбора ребенка и основа для определения его профессиональных предпочтений.
В настоящее время профориентация является одним из важных направлений работы ДОУ.
В дошкольных учреждениях особое внимание следует уделять раннему профессиональному руководству детей дошкольного возраста.
Основные цели ранней профориентации детей - это формирование эмоциональной привязанности ребенка к миру профессий, открытие ему возможности проявить себя в разных областях деятельности. Задача знакомства с детьми по профессиям - подготовить их к осознанному выбору, дальнейшему самораскрытию и проанализировать свой трудовой путь.
Основные задачи профориентации:
- Моделирование профессионально ориентированной среды, которая помогает дошкольникам получить базовое представление о разнообразии профессий и проявить интерес к труду.
- Развитие системы первичной профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.
- Формирование у детей секторов отечественной экономики, рабочих процессов в производстве, основных понятий, используемых современным оборудованием.
- На базе детского сада создание целостного информационного пространства, посвященного профессиональному самоопределению своих учеников.
- Разработка и оценка системы критериев эффективности работы детей дошкольного возраста в раннем профориентационном руководстве.
- Организация сотрудничества с родственниками учащихся в формировании основных представлений детей о различных видах деятельности, их важности для общества в целом и позитивного отношения к любому человеку, любой юридической профессии в частности.
Руководство профориентацией для ФГОС в ДОУ должно основываться на таких принципах, как:
- Взаимодействие с ориентацией на личность (основа образовательного и воспитательного процесса - глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).
- Доступность и достоверность информации о профессиях.
- Открытость (каждый ребенок имеет право участвовать в профориентации, показывать результаты своей работы или отказываться от всего этого, имеет право на личное достижение по своему усмотрению и имеет право самостоятельно решать, продолжать или заканчивать учебу).
- Диалог (обсуждение хода выполнения задач с детьми, достигнутые результаты, возможность продолжения работы и анализ ситуаций, которые помогают или препятствуют достижению успеха).
- Активация практической деятельности (выбор таких форм, как игры, развлекательные мероприятия, разговоры, порядок работы, наблюдение и экскурсии).
- Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать, что он является предметом своих действий и отношений со сверстниками).
- Региональная составляющая (при проведении профессиональной руководящей работы с дошкольниками следует учитывать особенности своего региона проживания, спрос на профессии в своем регионе и социальный спрос).
Раннее знакомство с профессиями позволяет повысить интерес ребенка к его психологическим качествам и развитию эмоционального отношения к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в текущей деятельности.
Поддерживая регулярную и системную работу по профориентации, мы расширяем кругозор дошкольников в профессиональном мире.
В ДОУ цель раннего (детского) профориентирования в детском саду - расширение знаний о профессиональном мире, привлечение внимания к труду взрослых.
В процессе работы с детьми дошкольного возраста, руководствуясь ранней профориентацией, воспитатели используют различные методы для того чтобы сделать работу более интересной.
Среди них:
- Визуальные (живые изображения), в том числе: экскурсии, наблюдения, дидактические путеводители, просмотр картинок, картинок, фотографий, рисунков, просмотр видео
- Словесные слова, в том числе: художественная лексика; рассказ педагога; речи; небольшие фольклорные формы; проблемные ситуации.
- Практическими являются: обучение отдельным способам выполнения трудовых операций; внутри игровые учебные ситуации; сюжетные и ролевые игры.
- Игры, в том числе: дидактические игры; игровые упражнения; игры с правилами; словесные игры; игры с фантазиями; шутки; сюжетно-ролевые игры; моменты удивления.
Чтобы сформировать у детей устойчивое представление о ценности труда и профессиональной деятельности человека, педагог должен выполнить для себя следующие задачи:
1. Развивать интерес детей к труду и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родителей, работников детских садов, социальных партнеров);
2. Знакомить детей с трудностями в различных профессиях (место работы, условия труда, средства на работу, результат труда);
3. Укрепить навыки детей, чтобы выразить это в веселой и продуктивной манере;
4. Содействие развитию познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей;
5. Чтобы дети дошкольного возраста понимали, что труд, работа занимают очень важное место в жизни людей, труд - основа жизни;
6. Помогать детям понять важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
В нашей работе по этому вопросу мы используем различные формы и методы:
Экскурсии: Экскурсии - важный инструмент развития представлений о труде взрослых, так как у детей есть возможность увидеть трудовые действия, трудовые процессы, средства (продавец хлебобулочных и хлебобулочных изделий, библиотека).
Сюжетно-ролевые игры: Сюжетно-ролевые игры дают возможность удовлетворить основные потребности ребенка: познакомиться с окружающим миром, активные движения, общение, стремление к независимости, активное участие в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, его субъективный опыт превращается в важный источник собственного развития.
Беседы: в них дети узнают названия и сущности различных профессий.
Драматизация: Во время драматизационных мероприятий дети развивают универсальность для межличностного взаимодействия, творчества в любой сфере. Кроме того, драматизированное выступление для детей - хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые аплодисменты в их жизни.
ИКТ-технологии: позволяют им более подробно проникнуть в мир профессий и подробно изучить важность какой-то деятельности.
Спортивные мероприятия: Благодаря этим мероприятиям мы укрепляем знания детей о профессиях и их значении в жизни людей.
Работа с родителями: Понятно, что работа воспитателей детских садов по знакомству детей с трудностями взрослых не может декриминализовать желаемые результаты без надлежащей пропаганды среди родителей. Наша задача – довести до сознания родителям, что знакомство ребенка с трудом является фактором большой воспитательной важности; что ребенок, который знает, что делают отец и мать на производстве, испытывает к себе особое уважение; однако в глазах растущего человека повышается и их авторитет. Воспитательный эффект труда усиливается, если ребенок проявляет интерес.
Работу по профориентации можно организовать с использованием картинок, изображающих людей разных профессий, их работу и транспортные средства. Поэтому мы читаем детям художественную литературу и вместе с ними изучаем стихи, загадки или пословицы и связанные с работой высказывания. Это поможет закрепить знания по заданной теме. Для систематизации представлений детей и установления ценностного отношения к последствиям человеческого труда мы используем образовательные и игровые ситуации.
Дошкольный возраст - это эмоционально образная фаза, при которой знания о конкретных формах работы, профессиях накапливаются посредством зрительного восприятия, интерпретации образов, а дети имеют возможность наблюдать за работой работников детского сада: педагогов, медсестер, шеф-повара, повара, охранника.
Воспитатели считают, что знакомство детей с профессиями не только расширяет общее понимание окружающего мира и кругозора детей, но и создает определенный фундаментальный опыт профессиональных действий и способствует ранней ориентации в профессии.
Мы надеемся, что наши дети научатся проявлять инициативу в выборе интересующей их деятельности, получить представление о профессиональном мире, осознать ценностное отношение взрослых к своей работе, продемонстрировать свою независимость, активность и творческий потенциал, тем самым помочь им добиться успеха в школе и стать профессионалами в будущем.
Хотелось бы, чтобы наши дети не ошиблись в выборе профессии!
Библиографический список:1. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова. Москва: Сфера, 2005. 64с.
2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 136 с.
3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие. Балашов: Издат. «Николаев», 2004. 52 с.
4. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 128 с.
5. Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. Москва: ТЦ Сфера, 2013. 64с.