Выпуск № 65 (140) 2021

Кондрусева М.А. Квест-игра «Помоги Машеньке накрыть стол к обеду»

Цель: выявить у детей знания о посуде и столовых приборах, о том, какие блюда и продукты при помощи каких столовых приборов едят, закрепить знания о правилах поведения за столом.
Предварительная работа: проведение бесед на тему "Зачем нужна посуда?", "История создания предметов посуды", "Столовые приборы", "Для чего нужен нож на столе?"; беседы по презентациям "Как вести себя за столом. Что такое этикет?", "История ложки", "Как появилась вилка"; проведение дидактических, словесных и настольно-печатных игр "Скажи, как называется", "Что чем едим?", "Что из чего?", "Чего не хватает?", "Что лишнее?"; чтение художественной литературы (К.И.Чуковский "Федорино горе", отрывок из сказки А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" - "Буратино в гостях у Мальвины" сказка "Как посуда чуть не перессорилась", Н. Дик "У сеньора Этикета", Л.Лихачев "Уроки этикета", р.н.с."Лиса и журавль", "Лиса и кувшин", Н.Носов "Мишкина каша", М.Зощенко "Золотые слова" В. Осеева "Почему?"), пословиц, поговорок и загадок о столовых приборах и правилах поведения за столом; разучивание стихотворений о посуде и столовых приборах.
Материал: игрушка Маша (из современного мультика "Маша и медведь"); мольберт или магнитная доска; столовая и чайная посуда и приборы; сундук; картинки с изображением правил поведения за столом; игра "Найди пару"; картинки с нарисованными предметами посуды и столовыми приборами, у которых не хватает каких-либо деталей, карандаши, мелки или фломастеры; картинки с изображением силуэтов предметов кухонной утвари; игра "Какой предмет лишний", фишки; игрушки или картинки с изображением персонажей мультфильма "Маша и медведь"; магнитофон с записью звуков (стук, звуки леса и волчий вой, фоновая музыка для создания настроения)
Примечание: при проведении квеста можно пользоваться изображениями персонажей. В этом случае они оставляют на карточках со своим изображением задания или письма-послания с заданиями.
Ход игры:
Зона группы предварительно разделена по квестовым зонам: домик Маши, где все вверх дном; двор Розочки; лес, где обитают волки; домик медведицы; дом медведя.
- ребята, давайте сегодня отправимся в гости к Маше. Скажите, какие правила нужно знать, когда отправляешься в гости? (ответы детей)
- молодцы, много правил знаете. ну вот мы и подошли к Машиному домику. Но посмотрите. что же за беспорядок здесь. А где же сама Маша? (звучит стук)
- Давайте поищем Машу, где же она?
Игра "Горячо-холодно" - если стук звучит тихо, то дети ищут не там, по мере приближения к сундуку, стук становится громче.
- Ой, Маша, как ты в сундук забралась? Ты хотела накрыть стол и позвать гостей. а столовые приборы и посуда куда-то делась? А ты помнишь, куда ее положила? (нет) Тогда мы с ребятами тебе поможем накрыть стол и собрать гостей, правда ребята? (да)
- Давайте спросим сначала Розочку, может, она видела, куда Маша положила столовые приборы и посуду.
- Ой, смотрите, у Розочки есть ложка, но она просто так ее отдавать не хочет. Давайте прочитаем ей стихотворения о ложке. Может, тогда она ее отдаст.
Чтение заранее выученных стихотворений о ложке
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
В.Берестов

Ложка – труженик простой,
Кран подъёмный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай быстрее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай всё сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтобы ручки, глазки, ушки
Подрастали у Андрюшки.
И.Храмова
- Вот и сладкий творожок,
Сьешь-ка ложечку, дружок!
- Творожок, конечно, сьем!
А вот ложки я не ем!
Т. Цыбульская
- Ребята, ваши стихотворения так понравились Розочке, что она готова отдать ложку, а остальные приборы она не видела, давайте спросим про них у Братьев Волков. (звучит фонограмма леса и волчий вой)
- А вот и они. Я, кажется вижу у них нож и вилку. Давайте попробуем у них попросить эти столовые приборы (дети вспоминают вежливое обращение и слова). Не отдают. А как вы думаете, почему волков не зовут в гости Маша и Миша? (ответы детей). А если мы научим их правилам поведения. как вы думаете, они нам отдадут столовые приборы?
Дети на мольберте или магнитной доске выкладывают картинки с изображением правил поведения за столом, объясняют, что на них изображено, и как следует себя вести.
- Молодцы, ребята. Я думаю волки многому научились и теперь смогут ходит в гости ко всем жителям в лесу. А еще они подарили нам вилки и ножи.
- Давайте посмотри, что у нас есть: ложки, вилки и ножи. Это как называется одним словом? (столовые приборы) Что нам еще надо для того, чтобы устроить чаепитие? (посуда). А какая посуда нам нужна? (чайная)
- Давайте отправимся к Медведице. У нее точно должны быть чашки и блюдца.
- Ну вот мы и пришли в домик медведицы. Ой, а она затеяла уборку. Давайте ей поможем.
Дети делятся на три команды, каждая команда выполняет свое задание.
1. Игра "Найди пару" - каждому блюдцу найти чайную пару - чашку.
2. Игра "Чего не хватает" - в каждом предмете посуды или столового прибора не хватает какой либо детали. Ее нужно дорисовать.
3. Игра "Какой предмет лишний" - детям даются карточки с изображением предметов. Они должны найти лишний предмет и закрыть его фишкой
- Ну вот, мы выполнили все задания Медведицы. Помогли ей убраться. Она дала нам чашки и блюдца.
- Давайте подведем итоги того, что у нас есть (ложки, вилки, ножи, блюдца и чашки). А чего нам не хватает еще? (ответы детей)
- Конечно же, нам не хватает самовара и прочей чайной утвари, а напомните, как она называется?
Для хлеба ставится - хлебница,
Для фруктов - фруктовница,
Для салатов - салатница,
Для масла - масленка,
Для икры - икорница,
Для сыра - сырница.
Чай попьем из …
Сахар насыпаем …
Молоко нальем …
- Я, кажется, знаю, у кого есть чайная утварь. А вы знаете? (У Медведя)
- Конечно! Давайте теперь отправимся к нему.
- Ребята, смотрите, все предметы у Миши заколдованы. Наверное, опять кто-то с волшебной палочкой шалил. Что же теперь делать? (ответы детей)
- Давайте попробуем отгадать загадки, может, волшебство исчезнет, и предметы расколдуются.
Загадки
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар)

Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
“Пейте чай, вода вскипела”
(Чайник)

В домике том,
Что на кухне стоит,
Чёрненький хлеб
И батончик «гостит».
(хлебница)
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри - то посмотри
Угощение внутри
(сахарница)


- Ребята, а из какого материала сделаны предметы посуды? (ответы детей)
- Молодцы, вот предметы и расколдовались. Давайте посмотрим, все ли у нас есть к чаепитию7 (дети перечисляют предметы посуды и приборы)
- Можем ли мы теперь накрыть стол и позвать гостей? (ответы детей)
- Ребята, вы все молодцы. Давайте накроем стол и позовем всех наших персонажей к столу.
Далее можно устроить чаепитие для детей с угощениями, либо поиграть в сюжетно-ролевую игру "Мы пришли в гости".