Кондрусева М.А. Квест-игра «Помоги Машеньке накрыть стол к обеду»
Цель: выявить у детей знания о посуде и столовых приборах, о том, какие блюда и продукты при помощи каких столовых приборов едят, закрепить знания о правилах поведения за столом. Предварительная работа: проведение бесед на тему "Зачем нужна посуда?", "История создания предметов посуды", "Столовые приборы", "Для чего нужен нож на столе?"; беседы по презентациям "Как вести себя за столом. Что такое этикет?", "История ложки", "Как появилась вилка"; проведение дидактических, словесных и настольно-печатных игр "Скажи, как называется", "Что чем едим?", "Что из чего?", "Чего не хватает?", "Что лишнее?"; чтение художественной литературы (К.И.Чуковский "Федорино горе", отрывок из сказки А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" - "Буратино в гостях у Мальвины" сказка "Как посуда чуть не перессорилась", Н. Дик "У сеньора Этикета", Л.Лихачев "Уроки этикета", р.н.с."Лиса и журавль", "Лиса и кувшин", Н.Носов "Мишкина каша", М.Зощенко "Золотые слова" В. Осеева "Почему?"), пословиц, поговорок и загадок о столовых приборах и правилах поведения за столом; разучивание стихотворений о посуде и столовых приборах. Материал: игрушка Маша (из современного мультика "Маша и медведь"); мольберт или магнитная доска; столовая и чайная посуда и приборы; сундук; картинки с изображением правил поведения за столом; игра "Найди пару"; картинки с нарисованными предметами посуды и столовыми приборами, у которых не хватает каких-либо деталей, карандаши, мелки или фломастеры; картинки с изображением силуэтов предметов кухонной утвари; игра "Какой предмет лишний", фишки; игрушки или картинки с изображением персонажей мультфильма "Маша и медведь"; магнитофон с записью звуков (стук, звуки леса и волчий вой, фоновая музыка для создания настроения) Примечание: при проведении квеста можно пользоваться изображениями персонажей. В этом случае они оставляют на карточках со своим изображением задания или письма-послания с заданиями. Ход игры: Зона группы предварительно разделена по квестовым зонам: домик Маши, где все вверх дном; двор Розочки; лес, где обитают волки; домик медведицы; дом медведя. - ребята, давайте сегодня отправимся в гости к Маше. Скажите, какие правила нужно знать, когда отправляешься в гости? (ответы детей) - молодцы, много правил знаете. ну вот мы и подошли к Машиному домику. Но посмотрите. что же за беспорядок здесь. А где же сама Маша? (звучит стук) - Давайте поищем Машу, где же она? Игра "Горячо-холодно" - если стук звучит тихо, то дети ищут не там, по мере приближения к сундуку, стук становится громче. - Ой, Маша, как ты в сундук забралась? Ты хотела накрыть стол и позвать гостей. а столовые приборы и посуда куда-то делась? А ты помнишь, куда ее положила? (нет) Тогда мы с ребятами тебе поможем накрыть стол и собрать гостей, правда ребята? (да) - Давайте спросим сначала Розочку, может, она видела, куда Маша положила столовые приборы и посуду. - Ой, смотрите, у Розочки есть ложка, но она просто так ее отдавать не хочет. Давайте прочитаем ей стихотворения о ложке. Может, тогда она ее отдаст. Чтение заранее выученных стихотворений о ложке А у нас есть ложка Волшебная немножко. На тарелочке – еда. Не оставит и следа! Кликнем ложку нашу – Подберет всю кашу! В.Берестов
Ложка – труженик простой, Кран подъёмный городской. Набирай скорей на ложку Кашу, суп или картошку. Поднимай быстрее грузы, Отправляй их прямо в пузо. Доедай всё сам до крошки, Чтоб быстрей бежали ножки, Чтобы ручки, глазки, ушки Подрастали у Андрюшки. И.Храмова - Вот и сладкий творожок, Сьешь-ка ложечку, дружок! - Творожок, конечно, сьем! А вот ложки я не ем! Т. Цыбульская - Ребята, ваши стихотворения так понравились Розочке, что она готова отдать ложку, а остальные приборы она не видела, давайте спросим про них у Братьев Волков. (звучит фонограмма леса и волчий вой) - А вот и они. Я, кажется вижу у них нож и вилку. Давайте попробуем у них попросить эти столовые приборы (дети вспоминают вежливое обращение и слова). Не отдают. А как вы думаете, почему волков не зовут в гости Маша и Миша? (ответы детей). А если мы научим их правилам поведения. как вы думаете, они нам отдадут столовые приборы? Дети на мольберте или магнитной доске выкладывают картинки с изображением правил поведения за столом, объясняют, что на них изображено, и как следует себя вести. - Молодцы, ребята. Я думаю волки многому научились и теперь смогут ходит в гости ко всем жителям в лесу. А еще они подарили нам вилки и ножи. - Давайте посмотри, что у нас есть: ложки, вилки и ножи. Это как называется одним словом? (столовые приборы) Что нам еще надо для того, чтобы устроить чаепитие? (посуда). А какая посуда нам нужна? (чайная) - Давайте отправимся к Медведице. У нее точно должны быть чашки и блюдца. - Ну вот мы и пришли в домик медведицы. Ой, а она затеяла уборку. Давайте ей поможем. Дети делятся на три команды, каждая команда выполняет свое задание. 1. Игра "Найди пару" - каждому блюдцу найти чайную пару - чашку. 2. Игра "Чего не хватает" - в каждом предмете посуды или столового прибора не хватает какой либо детали. Ее нужно дорисовать. 3. Игра "Какой предмет лишний" - детям даются карточки с изображением предметов. Они должны найти лишний предмет и закрыть его фишкой - Ну вот, мы выполнили все задания Медведицы. Помогли ей убраться. Она дала нам чашки и блюдца. - Давайте подведем итоги того, что у нас есть (ложки, вилки, ножи, блюдца и чашки). А чего нам не хватает еще? (ответы детей) - Конечно же, нам не хватает самовара и прочей чайной утвари, а напомните, как она называется? Для хлеба ставится - хлебница, Для фруктов - фруктовница, Для салатов - салатница, Для масла - масленка, Для икры - икорница, Для сыра - сырница. Чай попьем из … Сахар насыпаем … Молоко нальем … - Я, кажется, знаю, у кого есть чайная утварь. А вы знаете? (У Медведя) - Конечно! Давайте теперь отправимся к нему. - Ребята, смотрите, все предметы у Миши заколдованы. Наверное, опять кто-то с волшебной палочкой шалил. Что же теперь делать? (ответы детей) - Давайте попробуем отгадать загадки, может, волшебство исчезнет, и предметы расколдуются. Загадки Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит, Всем чай пить велит. (Самовар)
Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: “Пейте чай, вода вскипела” (Чайник)
В домике том, Что на кухне стоит, Чёрненький хлеб И батончик «гостит». (хлебница) Неприступная на вид, Подбоченившись стоит, А внутри - то посмотри Угощение внутри (сахарница)
- Ребята, а из какого материала сделаны предметы посуды? (ответы детей) - Молодцы, вот предметы и расколдовались. Давайте посмотрим, все ли у нас есть к чаепитию7 (дети перечисляют предметы посуды и приборы) - Можем ли мы теперь накрыть стол и позвать гостей? (ответы детей) - Ребята, вы все молодцы. Давайте накроем стол и позовем всех наших персонажей к столу. Далее можно устроить чаепитие для детей с угощениями, либо поиграть в сюжетно-ролевую игру "Мы пришли в гости".