2023 2022
1 (219) 2023

Кириллова А.Ю. СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ «МЫ - ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-2.pdf

Воспитание любви к природе - одна из главных задач современной дошкольной образовательной организации. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.

Видеть красоту за порогом собственного дома - величайшее умение, которому нужно учить с раннего детства.

Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы. Труд человека приобретает радостные оттенки.

Описание работы: Данный материал направлен на организацию познавательного досуга с детьми старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания.

Цель:

1) Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.

2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.

3) Воспитывать в детях любовь к природе, заботливое отношение к ней, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Материалы и оборудование:

Заштрихованные буквы; цветные буквы слова ЭКОЛОГ; цветные бейджики для каждого, иллюстрации с изображением растений с недостающими элементами; карта с указанием станций, маркеры, квадраты жёлтого, зелёного, белого, красного цветов, ведро, мусор (бумага, пакеты, фантики) проектор, экран, магнитная доска, наградные медали.

Предварительная работа:

проведение кружковой работы по экологическому воспитанию (игры, наблюдение, беседы и т.д.);

заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок о природе и погоде.

(Под веселую весеннюю мелодию дети заходят в зал (на площадку) и располагаются на стульчиках)

Ведущий: Природа – наш верный друг, но она хочет, чтобы люди любили и уважали, заботились и бережно относились к ней. Беречь и любить природу может лишь тот человек, который хорошо знает, изучает и постоянно интересуется ею.

1-ребенок. Мусор, грязь, лесной пожар,

От машин один кошмар.

В речке мутная вода,

Рыбам там одна беда.

2-ребенок. Каждый человек на свете

Должен думать о планете,

Землю мы должны беречь

От плохих, не нужных встреч.

3-ребенок. У своей Земли родной

Мы прощения попросим,

Чтоб простила нам Земля

Наши скверные дела.

Ведущий: Сегодня к нам в детский сад пришло вот такое письмо. Давайте ее прочитаем. «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Фея Цветов. Я слышала, что вы - юные экологи, что вы любите природу и много о ней знаете, часто посещаете наш лес. Но сегодня с нашим волшебным лесом случилась беда. Злой волшебник - Вредник заколдовал слово Эколог. Птицы перестали петь свои песни, звери и лесные жители впали в спячку. Дорогие ребята, помогите нам пожалуйста.»

Ведущий: - Как же так? Что же нам делать? (версии детей).

Да, мы с вами должны спасти природу. А для этого мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие в мир природы. Вам на пути встретятся разные препятствия и трудные задания, справившись с которыми, вы получите буквы. Собрав буквы, вы вернёте их в наше заколдованное слово и расколдуете слово «эколог».

Ведущий: Ну что ж ребята. Я вижу, что вы готовы преодолеть все трудности! В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.

Дети получают карту с указанием станций, которые им встретятся на пути, прикрепляют бейджики с надписью «эколог» и выдвигаются в путь под веселую музыку. Целью путешествия станет поиск правильных ответов, за которые дети получат по одной букве.

(Остановка. Раскрыв карту, дети ищут цифру 1. На карте цифрой 1 обозначена первая станция, которая называется «Лесная поляна»).

1 СТАНЦИЯ «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»

Ведущий: Внимание, вам надо отгадать, какие растения растут на лесной поляне. На стенде есть картинки с изображением растений. Вам, юные экологи, надо выбрать нужную картинку. Несколько иллюстраций растений изображены с недостающими элементами, некоторые «рассыпались». Нужно дорисовать недостающие элементы-цветы, листья, ствол и т.д., собрать картинки и назвать растения.

Ведущий: Вы справились с этим заданием, и поэтому, получаете первую букву-букву «Э». Дальше нас ждёт следующая станция. (Дети ищут на карте цифру 2)

2 СТАНЦИЯ «РАССУЖДАЙ-КА» ИГРА «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Ведущий: Сейчас все внимательно смотрим на экран. На экране расположены четыре картинки. Я вам предлагаю подумать, какой предмет здесь лишний и объяснить - почему. Команда рассказывает почему они сделали такой выбор («Здесь лишняя картинка лося, потому что у этого дикого животного есть рога, а у лисы, зайца и ежа рог нет, но они тоже дикие животные. и т.д.).

Ведущий: Молодцы. Получаете вторую букву «К».

Отправляемся дальше. (Дети ищут на карте цифру 3)

3 станция «Отгадай-ка»

Ведущий: Юные экологи, возьмите карточки на стульчиках. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый.

Четверо художников,

столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки как рога… (Зима)

***

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава (Весна)

***

На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река

Белые пушистые

В небе облака (Лето)

***

А четвёртый – золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам,

Кто же тот художник?

Догадайся сам! (Осень)

Ведущий: Молодцы юные экологи, хорошо знаете времена года. Вы получаете следующую букву. «О» (дети ищут на каре цифру 4)

4 СТАНЦИЯ «ПОИГРАЙ-КА» ИГРА-ЭСТАФЕТА. «СОБЕРИ МУСОР».

Дети делятся на команды по цвету бейджиков, строятся в колонну друг за другом. На противоположной стороне стоит ведро для мусора. По залу разбросаны бумага, пакеты, фантики. По команде участник бежит, собирает мусор и кладет его в ведро, бежит назад и передает эстафету другому участнику. Выигрывает команда, собравшая больше мусора.

Ведущий: Посмотрите, ребята, теперь порядок везде? (да) дети получают букву «Л»

Ведущий: Двигаемся дальше. (Ребята на карте ищут цифру 5)

5 СТАНЦИЯ «В ГОСТЯХ У ТЕТУШКИ СОВЫ»

Включается голос тетушки Совы, для выполнения этого задания детям снова нужно разделиться на 2 команды по цветам бейджиков, вопросы задаются поочередно каждой команде.

1. Почему в лесу нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена)

2. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной рану)

3. Главный враг леса. (Пожар)

4. Почему опасен пожар в лесу? (Может загореться весь лес)

5. Кто чаще всего виноват в возникновении пожаров в лесу? (Люди)

6. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)

7. Может ли гриб съесть дерево? (Гриб – трутовик превращает дерево в труху)

8. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом)

9. Пользу или вред приносят синицы зимой? (Синицы зимой разыскивают в коре деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинки и яйца, и поедают их)

10. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают много вредных насекомых)

11. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)

12. Какую пользу приносит дятел? (уничтожает много вредных насекомых)

Ведущий: Молодцы, командная игра прошла успешно. (дети получают следующую букву «О») Ищем на карте станцию под №6, и эта станция называется «Музыкальная»

6 СТАНЦИЯ «МУЗЫКАЛЬНАЯ»

Ведущий: А
сейчас всех экологов прошу садиться на стульчики (на экране появляются картины с изображением времен года, включается грамзапись песни «У природы нет плохой погоды»)

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему у природы нет плохой погоды? (ответы -рассуждения детей)

Ведущий: Я хочу вас похвалить за вашу активность и интересные ответы. Вы достойно получаете следующую букву «Г»

Ведущий: А сейчас проверяем, все буквы на месте?
(Да) Теперь мы сможем поставить все буквы на свои места. Посмотрите, слово «Эколог» опять ожило. (на магнитной доске)

(Под веселую музыку появляется Фея Цветов)

Фея Цветов: Молодцы, мои юные друзья. Спасибо вам за помощь.

Природа будет нас радовать ещё долгие годы, а мы будем её охранять и беречь!

Фея Цветов: Дорогие мои юные защитники природы, я надеюсь, вы всегда будете любить и охранять родную природу. И когда вы вырастите, то кто-нибудь из вас захочет выбрать себе такую профессию — эколог. А как вы думаете, какими качествами должен обладать эколог? (ответы детей: любить природу, смелым, умным и т. д)

Ребенок: Эколог — такая профессия

Во всем мире очень известная!

Эколог - природу охраняет

И землю от грязи он защищает!

Ребенок: Будем мы взрослым во всем помогать.

Природу родную любить, охранять.

Будем всегда мы помнить о том,

Что природа — наш общий дом.

Ведущий: Вот и закончилось наше увлекательная игра путешествие мои юные экологи.

Под веселую музыку Фея цветов и вручает всем наградные медали. Все

вместе в кругу поют песню «В траве сидел кузнечик» с выполнением движений за Феей Цветов. Фея Цветов прощается с детьми, ребята под музыку выходят из зала.

Использованная литература:

1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2010.

3.. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.