Выпуск № 40 (115) 2021

Абибуллаева Л.У. Педагогические условия воспитания уважительного отношения к родителям у детей старшего дошкольного возраста

Утверждение уважения в обществе является необходимым условием становление мира и социально-экономического развития государства, обусловливает необходимость воспитания доброжелательности, толерантности, сочувствие к другим людям, уважение в общественной среде с целью улучшение взаимопонимания, взаимоуважения в общении как между отдельными лицами, членами семьи, так и между социальными группами населения.
Реалии жизни указывают на значимость воспитания нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста. Поэтому среди образовательных целей и приоритетов важное место занимает воспитание человека, который способен уважительно относиться к людям, что предполагает формирование таких качеств, как доброжелательность, честность, сострадание, вежливость.
Вопрос формирования уважительного отношения детей к взрослым нашел отражение в философских, психологических и педагогических трудах ученых прошлого и настоящего – Я. Коменского, Дж. Локка, А. Макаренко, И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, С. Русовой, В. Сухомлинского, К. Ушинского и др. Изучение проблемы формирования уважительного отношения к взрослым базируется на анализе сущности гуманных межличностных отношений, условий их формирования, что отражено в научных исследованиях В. Абраменковой, В. Мясищева, С. Рубинштейна и др.
Формирование уважительного отношения к взрослым – сложный процесс, который предполагает формирование нравственного поведения и сознания ребенка, тесно связанный с развитием этических представлений, нравственных знаний, доступных пониманию ребенка. Кроме того именно через моральное поведение реализуется практический компонент понятия «уважительное отношение к взрослым», состоящее из гуманных поступков детей дошкольного возраста в отношении родителей и других взрослых: радушие, забота, отзывчивость, оказание помощи и др.
Итак, формирование уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста к взрослым – актуальная задача дошкольного образования, требующая совершенствования форм и методов, направленных на воспитание у детей обозначенного морального качества, педагогической поддержки воспитателей и родителей.
В соответствии с затронутой проблематикой осуществлен поиск комплексной методики воспитания уважительного отношения к родителям у детей старшего дошкольного возраста. При отборе целесообразных методов и педагогических условий процесса воспитания у детей уважения к родителям, мы опирались на результаты научных исследований в области дошкольной педагогики [3] и обобщение опыта работы дошкольной образовательной организации, которая послужила базой исследования.
Процесс воспитания у старших дошкольников уважительного отношения к родителям требует определения и обоснования педагогических условий, влияющих на повышение эффективности этого процесса.
О необходимости взаимодействия семейного и общественного воспитания красноречиво свидетельствуют исследования многих ученых: например, П. Лесгафта [4], В. Сухомлинского [5] и др. которые отмечают, что совместная работа родителей и педагогического коллектива является важным условием усвоения ребенком социального опыта поведения. Исследователи дошкольного детства (Л. Артемова [1], Р. Буре [2], В. Котырло [7], О. Усова [6] и др.) отмечают, что два социальных института – семья и ДОО – выполняют свои специфические воспитательные функции и не могут заменить друг друга, а должны взаимодействовать, осуществляя полноценное развитие личности дошкольника. Исследованиями доказана особая роль родителей в становлении личности ребенка, его физического развития и психологического благополучия. Вследствие нарушения эмоционально-личностного контакта с самыми дорогими и самыми близкими людьми, ребенок полагается не на любовь родителей, а ищет внимания и поддержки у педагогов и работников дошкольного учреждения. А это активизирует проблему сотрудничества двух социальных институтов – семьи и ДОО.
Итак, первое педагогическое условие – интеграция семейного и общественного воспитания в процессе воспитания уважительного отношения к родителям у старших дошкольников.
В ДОО ребенок вступает в разнообразные контакты со сверстниками и педагогами. Одной из ведущих характеристик коллектива является его психологический климат, который влияет на моральную воспитанность ребенка в целом. В основе такого климата – уважительное отношение к личности, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, обеспечение взаимосвязи составляющих личности – физического, психического и социального.
Атмосфера эмоционального комфорта предполагает создание среды, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением, отказом от авторитарного стиля руководства ребенком, обеспечением чувства защищенности каждого ребенка в условиях ДОО и семьи. Факторами положительного влияния на формирование личности являются: создание в группе атмосферы покоя, радости, хорошего настроения, уважения, доверия к ребенку; наполнение жизни детей интересными и приятными впечатлениями, содержательной деятельностью; умение взрослых владеть собой, управлять собственным настроением, эмоциональными состояниями; предупреждение эмоционального дискомфорта и возникновения неприязненных отношений между детьми; отказ от авторитарного способа руководства детским коллективом с использованием приказов, запретов, угроз.
Итак, вторым педагогическим условием воспитания уважительного отношения к родителям у старших дошкольников было определено создание благоприятного психологического климата в ДОО.
Современная педагогическая наука рассматривает процесс воспитания как целенаправленное динамическое взаимодействие (сотрудничество, партнерство) воспитателя и воспитанника, в ходе которого в различных видах деятельности осуществляется самореализация, самоутверждение воспитанника, формируется его личность. В основу воспитания положено взаимодействие его субъектов – педагогов, родителей, детей. Эффективность воспитания в значительной мере зависит от активности участников воспитательного процесса (воспитатели, родители, дети), которые признаются равноправными партнерами. Чтобы успешно управлять процессом воспитание у старших дошкольников уважительного отношения к родителям, необходимо выбирать содержание, формы, методы и средства воспитания с позиций субъект-субъектных отношений, что соответствует личностно ориентированному воспитанию, которое является новой образовательной философией.
На основе анализа научного фонда по исследуемой проблеме третьим педагогическим условием обозначено субъект-субъектная ориентированность отношений в системе «взрослый – ребенок».
Таким образом, воспитанию уважительного отношения к родителям у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия:
1) интеграция семейного и общественного воспитания в процессе воспитания уважительного отношения к родителям у старших дошкольников;
2) создание благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении и семье;
3) субъект-субъектная ориентированность отношений в системе «взрослый – ребенок».
Список литературы:
1.   Артемова Л.В. Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания: дис. …д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л.В. Артемова. – Киев, 1985. – 533 с.
2.   Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: мет. пособие / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 78 с.
3.   Бутенко О.Г. Виховання шанобливого ставлення до матері у старших дошкільників: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.Г. Бутенко. – Умань, 2011. – 286 с.
4.   Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Либроком, 2019. – 216 с.
5.   Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. – СПб. Питер, 2017. – 208 с.
6.   Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова; Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.
7.   Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / В.К. Котырло, Т.М. Титаренко, Ю.А. Приходько и др.; Под ред. В.К. Котырло. – М.: Педагогика, 1987. – 143 с.