2023 2022
2 (220) 2023

Чекаева С.Э. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЛОГОПЕДОМ В ДЕТСКОМ САДУ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

Пространственным мышлением называют процесс усвоения отношений окружающей действительности, использование наглядных моделей для отражения связей между объектами и ориентирование в окружающем пространстве.

Наиболее интенсивно пространственное мышление развивается в старшем дошкольном возрасте, как составляющая интеллектуального развития.

Ребенок осваивает не только мыслительные процессы, но и научается осознавать себя и место предметов в пространстве.

Основные пространственные представления у детей дошкольного возраста заключаются в способности:

Использовать навыки координации в пространстве: определить свое местоположение относительно людей или предметов;

Оценивать размер и форму предмета;

Зрительно разбить объект на геометрические фигуры (например, мишка состоит из шариков и вытянутых колбасок);

Нарисовать картинку, учитывая расположение предметов относительного друг друга;

Слепить или сконструировать трехмерную модель домика или животного.

Оперируя наглядными моделями, дошкольник осваивает знаковую и схематическую системы, что значительно ускоряют последующее обучение математике.

Стадии формирования пространственного мышления

Как и любая функция, пространственное мышление формируется поэтапно. Первая стадия – наличие связи между анализаторами: малыш в кроватке видит игрушку и осознает, что нужно поднять руку и дотронуться для получения звуков.

В 3 года восприятие пространства ребенком заключается в осознании себя среди предметов. Он понимает, в какой части комнаты находится, куда переместиться, чтобы подойти к маме или взять игрушку.

В период от 3 до 7 лет понимание пространства значительно улучшается, и к началу учебной деятельности ребенок способен уже во внутреннем плане оперировать размерами предметов, пониманием «далеко-близко», слева-справа» и подобными отношениями.

Освоение пространства в младшем дошкольном возрасте

В 2-3 года превалирует стремление «сам». Иногда родителям кажется, что их сын или дочь шалят, хотя на самом деле, они обучаются чувствовать пространство доступными им способами:

Залезть в шкаф, чтобы понять, как мало места может быть вокруг.

Соорудить пирамиду, наблюдая за изменениями формы и размера.

Ходить по комнате в различных направлениях, чтобы найти самый короткий путь.

Многие самостоятельные игры направлены на неосознанное моделирование пространственных ситуаций. Спрятанная «ЗА» спину конфетка, строительство баррикад «МЕЖДУ» собой и возможными врагами, расставление игрушек «ПЕРЕД» собой, потому что так удобнее играть.

Малыш моделирует ситуации движения, представляя себя, то пилотом, то водителем, с интересом направляет игрушечный локомотив по детской железной дороге, и все это помогает ему развивать зрительно-пространственную координацию.

По мнению специалистов, в 3-5 лет ребенок уже без проблем ориентируется в формах геометрических фигур и знает, что об угол можно удариться. А стремительный рывок от двери подъезда к горке на детской площадке говорит о том, что кратчайший маршрут уже точно известен.

При наличии кубиков или конструкторов LEGO можно наблюдать удивительные строения, подсказанные ребенку воображением.

Рекомендуется в этот период предлагать соединять точки, превращая их в рисунок, строить домики из палочек, воспроизводить на бумаге простые узоры.

Осмысление пространства старшим дошкольникомВ старшем дошкольном возрасте на первый план выходит освоение пространства в более сложной деятельности. Прежде всего, это рисование. Если малыш может нарисовать маму и папу размером с дом, а за ними такое же дерево, то старший дошкольник, наблюдая живую природу и предметы вокруг, способен соотнести размеры по величине. Однако нужно начинать практиковать рисование с детьми 3 4 лет, чтобы у них на практике последовательно осмысливалось пространство.

В процессе изображения картинки или предмета ребенок учится видеть центральные части своего полотна и второстепенные. Первые попытки, скорее всего, будут неуспешны – на какие-то детали не хватит места, другие объекты придется уменьшить.

Регулярная практика позволяет старшему дошкольнику точно выделять центр листа для главной части изображения, соотносить размеры близких и далеких объектов, уместить все задуманное в пределах одной альбомной страницы.

Сюжетные игры – второй способ развития ориентации в пространстве. В подобных развлечениях задействована не одна игрушка, а целый комплект, который сначала необходимо разместить в соответствии с задумкой, а потом начинать сам игровой процесс.

Например, устроить именины для одной из кукол. Ребенок расставляет угощение на столе, рассаживает гостей. Куклы могут сидеть слева, а мягкие игрушки справа.

Игры в доктора – одни из любимейших, особенно у девочек. В процессе также активно задействуются все элементы пространственного мышления. Больного следует уложить в кровать подходящего размера, градусник поставить именно под левую руку или лапку.

В сюжетных играх дети создают наглядную пространственную модель – кухню, кабинет доктора, — обязательно используя самые приметные признаки и располагая предметы так, чтобы ими было удобно пользоваться.