Фототерапия в старшем дошкольном возрасте решает многообразие задач:
1. Развивает детское воображение и мышление. Во время занятия психолог стимулирует ребенка представлять в зрительных, вкусовых, обонятельных образах предметы и явления, изображенные на фотографиях. Стимулирует тактильную чувствительность, ощущение и восприятие этих предметов и явлений.
2. Обеспечивает познавательное развитие детей. Яркие зрительные образы и их описание позволяют возбуждать детский интерес, который стимулирует любопытство и желание детей больше узнать об этом мире.
3. Активизирует и стимулирует их речевую активность. Обогащает устную речь. Детям предлагается детально описывать каждую фотографию с помощью специалиста, сочинять рассказы на заданную тему, фантазировать и воображать, что увеличивает словарный запас, снимает уровень детской тревожности при рассказе, описании фотографии, дает возможность ребенку раскрыться словесно и творчески.
4. Улучшает качества внимания. Яркий образ фотографии и детальное ее описание обеспечивает стимуляцию детского внимания.
5. Развивает ребенка творчески. Просмотр фотографий сформирует у ребенка чувство прекрасного и эстетический вкус, понимание красоты и способность ею наслаждаться, настроит на позитивный лад. Созерцая естественную красоту, ребенок увидит мир во всем его разнообразии, ощутит красоту природы.
6. Снижает уровень тревожности у детей. Положительный эффект фототерапия оказывает на нервную систему детей, осуществляя расслабляющее и успокаивающее действие. Во время описания ярких, красочных образов, у ребенка есть возможность эмоционально реагировать на фотографию, что дает возможность легко размещать детские переживания.
7. Терапевтический эффект фотографии – это работа с детскими страхами насекомых, зверей и многого другого. Соприкасаясь со своим страхом через фотографию, у ребенка легче и спокойнее проживаются интенсивные чувства и эмоции.
Принципиально важно, создать для ребёнка – дошкольника безопасную среду, в которой он может позволить себе быть спонтанным, свободно выражать свои чувства, мысли и фантазии, «играть» с реальностью и экспериментировать с новыми формами опыта.
Различные варианты здоровьесберегающего применения фотографии можно классифицировать с учетом состава участников: занятия могут быть индивидуальными или групповыми, а также проводиться с семьями. Кроме того, при занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу. Одни варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие — с их созданием в ходе занятий или между занятиями. И в том и в другом случае работа может протекать относительно спонтанно и предполагать неограниченную свободу действий либо требовать более четкой постановки задач и использования конкретных техник, игр и упражнений.
Предлагаю несколько примеров фототерапевтических упражнений, которые могут применятся в работе со старшими дошкольниками:
· упражнение «Песочница с фотографиями» развивает восприятие пространства и пространственных отношений между предметами. Данная техника также развивает социальную компетентность, творческую фантазию и эстетические переживания, способность к выражению ребенком значимых для него чувств и представлений, позволяет исследовать систему его отношений и образ «Я». Ребенку предлагается, используя песочницу с набором миниатюрных фигурок и предметов, а также вырезанные из фотографий изображения, создать какую-либо композицию. В процессе игры важно вести беседу с ребёнком, что бы он рассказывал, почему он так делает. Потом можно оставить песочницу в группе, что бы дети самостоятельно могли взаимодействовать с ней и с другими детьми в процессе.
· упражнение «Выбери животное» детям предлагается выбрать из ряда фотографий те, которые им нравятся. Можно выбрать пару фотографий. Фотографии с животными должны быть в разных эмоциональных состояниях. После выбора детям предлагается придумать рассказ про животное.
· упражнение «Совместный фотоколлаж» помогает выражению и осознанию чувств, развитие межличностной компетентности и навыков включения в совместную деятельность, укрепление «Я» и личных границ. Детям предлагается образовать пары, после чего им предлагается совместно создать фотоколлаж, используя для этого вырезки из журналов и личные фотографии. В одних случаях можно предложить им работать молча, в других случаях они могут в процессе работы общаться для того, чтобы определить тему и согласовать свои действия.
Метод фототерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста, универсален в применении: ее можно использовать как отдельный метод (работая только с фотографиями), а можно сочетать с другими направлениями (сказкотерапией, изотерапией и др.). Фотография - средство самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, которое положительно влияет на психическое и физическое здоровье.
Библиографический список
1. Копытин А., Платс ДЖ. Руководство по фототерапии. М., 2009.
2. Фототерапия: использование фотографии в психологической практике / под ред. А. Копытина., М., 2014.