2023 2022
2 (220) 2023

Альбах И.А. ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-1.pdf

Проработав достаточное количество лет музыкальным руководителем в дошкольном образовательном учреждении, я выявила, что у многих детей отсутствуют навыки связной речи, дети недостаточно знакомы с произведениями детской художественной литературы, имеют ограниченный словарный запас, некоторые не умеют строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Дошкольный возраст – один из ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Как раз в эти самые годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В связи с этим очень важно с детства приобщать ребенка к литературе, живописи и театру.

В работе с детьми применяю театрализацию с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С самыми маленькими дошкольниками мы стараемся отражать образы сказочных животных, анализируем вместе с детьми характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко появилось из-за тучи и т.п.

Постепенно. Задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети старших групп уже инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. В песенном творчестве старшие дошкольники сочиняют мелодии в жанре колыбельной для куклы, плясовой для мишки. В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах - зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Огромное внимание уделяю такому виду деятельности, как, ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В работе также использую ритмопластику, которая направлена, соответственно, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента.

В исполнительном творчестве дети имитируют игру на музыкальных инструментах: балалайке, дудочке, барабанах, пианино. Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещотках, ложках. Дети самостоятельно подбирают музыкальные инструменты для героев сказки: зайке - барабан, мишке - бубен.

При слушании музыки использую следующие методические приёмы:

«Послушай и протанцуй»; «Послушай и сыграй»; «Слушай и пой» и др.

Работая над актерским мастерством, даю задания: зайчик доволен, лисичка прислушивается, котику стыдно, мишка обиделся. По желанию ребята выбирают себе роли, без какого-либо принуждения. Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Большое внимание я всегда уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи.Использую упражнения для дикции, артикуляции. Вместе с детьми мы сочиняем маленькие истории, придумываем диалоги героев.

К театрализации привлекаются и педагоги, которые, как и дети, берут на себя роли героев сказок. Важно для нас и приобщение родителей к подготовке спектаклей - тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых и детей создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей.

Наблюдая за детьми в процессе театрализованной деятельности, я обратила внимание на следующее:

1. Дети стали более раскованными, появилось желание участвовать в играх-драматизациях, театральных постановках.

2. У детей расширился словарный запас

3. Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

4. У детей стали развиваться нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта), установились отношения сотрудничества и взаимопомощи, появилось чувство коллективизма.

5. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.

6. Взрослые и дети стали ощущать себя единым коллективом, увлеченным важным делом.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

Список использованной литературы:

1. Мелихова, Г. В. Развитие музыкально-творческих способностей у детей 4-7 лет средствами театра пластики и танца / Г. В. Мелихова // ГАОУ ДПО (ПК) С РК «КРИРО». – Сыктывкар, 2010.

2.Додокина, Н. В. Семейный театр в детском саду / Н. В. Додокина, Е. С. Евдокимова // Москва. Мозаика-Синтез, 2008.

3.Сорокина, Н. Ф. Кукольный театр для самых маленьких / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович // – Москва. ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.