2023 2022
2 (220) 2023

Сергеева Н.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf

В настоящее время современное общество нуждается в людях, которые умеют нестандартно мыслить. Ученые в области педагогики и психологии говорят, о том, что формировать творчески активную личности, обладающую способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, необходимо в период раннего детства, это является одним из важных условий последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности [2].

В настоящее время развитие творческих способностей одна из актуальных проблем образования, она рассматривалась в педагогических и психологических исследованиях таких ученых Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Комарова Л.С., Теплов Б.М. и др. Можно заметить, что основой для творческого развития является старший дошкольный возраст. Именно в этом возрасте происходит раскрытие художественных и творческих способностей и возможностей. Именно в старшем дошкольном возрасте следует развивать творческие способности. Этот период является значительным в жизни дошкольников, если на данном этапе ребенок не получит творческое развитие, то в будущем творческий потенциал может и не проявиться. Если ребенка не научить понимать свои чувства, но и нельзя научить проявлять свою индивидуальность и быть творческой личностью.

С целью изучения особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации нами было проведено эмпирическое исследование.

Базой исследования стало МАДОУ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей г. Красноярска. В выборку вошли 10 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Как спасти зайку» (В.Т. Кудрявцев), Тест «Круги» (Э. Вартег), Тест «Незаконченный рисунок» Э.П. Торренс.

С помощью методики «Как спасти зайку» (В.Т. Кудрявцев) выявлено: высокий уровень развития творческих способностей – у 30% детей (у дошкольников имеется установка на преобразование наличного предметного материала). 50% детей имеет средний уровень (решение происходит с элементом простейшего символизма). Дети с низким уровнем составили 20% (пытаются использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию).

С помощью методики Тест «Круги» (Э. Вартег) были получены результаты: наиболее выраженный показатель развития творческих способностей «беглость» (дети на протяжении определенного количества времени выполнили большой объем работы) и «оригинальность» (испытуемые смогли нарисовать нестандартные изображения, имеющие форму круга), менее выражен такой показатель, как «гибкость» (дети не всегда могли выдвинуть разнообразные идеи рисунков).

С помощью методики Тест Э.П. Торренс «Незаконченный рисунок» установлено: для большей части старших дошкольников (60%) характерен средний уровень развития творческих способностей: у детей хорошо проявлялись такие показатели как «беглость» дети достаточно много сделали за определенное количество времени, «оригинальность» дети нарисовали достаточно креативные рисунки. Низкий уровень характерен для 40% дошкольников, дети затруднялись в показателях «абстрактность названия» дети давали своим рисунка примитивные названия, дети пока в этом возрасте не могут из своего рисунка выделить главное, «сопротивление замыканию» дети в своих рисунках фигуры замыкали либо прямой или кривой линией, затруднялись закончить свою фигуру оригинальным способом. Дети с высоким уровнем отсутствуют.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения системы педагогических мероприятий, обеспечивающих развитие творческих способностей дошкольников в условиях ДОО.

Приведем примеры игр, которые позволят развить творческие способности детей старшего дошкольного возраста:

1. «Фантазеры». Игра идет на развитие воображения, образного мышления. взрослый предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов. Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент. Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему. Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение.

2. «Необычные картины». Игра развивает воображение, образное мышление, мелкую моторику. На подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину, которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону.

3. «Волшебные кляксы». Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

4. «Составление изображений объектов». Игра развивает творческие способности детей при помощи конструирования с использованием геометрических фигур. Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.

Таким образом, специально организованная педагогом ДОО работа позволит детям дошкольного возраста реализовать себя, базируясь на имеющихся у них задатках, и подготовиться к развитию своих творческих способностей.

К психолого-педагогическим условиям развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста мы относим:

· взаимодействие детей старшего дошкольного возраста и взрослых;

· создание благоприятной атмосферы; организация совместной деятельности взрослых и детей по развитию творческих способностей;

· насыщение окружающей среды ребенка разнообразными новыми предметами и стимулами;

· целенаправленное проявление взрослыми творческих способностей с опорой на зону ближайшего развития ребенка.

Библиографический список

1. Арамачева Л.В., Вербианова О.М., Груздева О.В., Консультирование семей с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс]: справочное учебное пособие по основам детской психологии, психологии семьи, семейного консультирования. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44071099_99974954.pdf(дата обращения: 08.01.2023)

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.

3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие. М.: Мозаика - Синтез, 2013. 41 c.