2023 2022
1 (219) 2023

Овсянникова Т.Л. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf

Целью сенсорного восприятия является формирование сенсорных способностей у малышей.

Задачи
*Формирование у детей систем перцептивных действий.
*Формирование у детей систем сенсорных эталонов.
*Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.



Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.
Какие диагностические задание помогают определить с форсированность сенсорных представлений у ребенка?

Основные цвета
Покажи цветок красного цвета (желтого, зеленого, синего).

Нормативы:

- «Покажи такой же?» - взрослый показывает цвет и просит ребенка, показать такой же, ребенок без затруднений справляется- от 1,5 - 2 лет;

- «Покажи красный цветок?» – ребенок показывает цвет, который называет взрослый - в 2 - 3 года;

- «Назови, какой это цвет?» - ребенок называет цвет, предъявляемый взрослым- в 2,5 - 3 года.

Геометрические формы (квадрат, треугольник, круг,)



Нормативы:

- «Покажи такой же?» - взрослый показывает фигуру и просит ребенка, показать такую же, ребенок без затруднений справляется- от 1,5 - 2 лет;

- «Покажи, где круг?» – ребенок показывает фигуру, которую называет взрослый - в 2 года;

- «Назови, что это?» - ребенок называет фигуру, предъявляемую взрослым- в 3 года

Три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький.



Где большой мишка? На какой стульчик он сядет?

Где стульчик для маленького мишки?



Нормативы:- «Покажи такой же?» - взрослый показывает фигуру (картинку) и просит ребенка, показать такую же, ребенок без затруднений справляется- от 1,5 - 2 лет;

- «Покажи, где большой стул?» – ребенок показывает предмет (картинку) нужной величины, которую называет взрослый - в 2 года;

- «Назови, что это?» - ребенок называет предмет (картинку) по величине, предъявляемую взрослым- в 3 года.

Возможные достижения сенсорного развития ребенка в 2-3 года

Понимание и способность назвать 4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;

Ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;

Умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;

Способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;

Узнавать геометрические фигуры «круг», «квадрат», «треугольник» находить похожие на них предметы.

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности.