Выпуск № 23 (49) 2020

Булыгина Н.В. Использование проектного метода в работе с одарёнными детьми

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Таким благоприятным периодом для развития одаренности является дошкольное детство. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы руководителей, всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Проектная деятельность – одна из инновационных технологий, используемых в дошкольной образовательной практике, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).
Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе.
Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, самоутвердиться, ощутить радость успеха., принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.
Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность». Так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века (Е.Г.Кагарова, М.В.Крупенина), а затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями М.Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в средних - ребята начинают участвовать в реализации проекта, в старших группах - являются полноправными участниками проекта.
Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом.
В практике современных дошкольных образовательных учреждений используются следующие виды проектов:
1.        исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2.        ролево-игровые: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
3.        творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя».
Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, например, «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
К старшему дошкольному возрасту становятся значимыми и другие виды проектов, в том числе:
·           комплексные, например, «Мир театра», «Книжкина неделя»;
·           межгрупповые, например, «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
·           групповые, например, «Познай себя», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;
·           индивидуальные, например, «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»;
·           исследовательские, например, «Мир воды», «Дыхание и здоровье».
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).
Данная технология в нашем дошкольном учреждении внедряется на протяжении последних 3 лет. Педагогами разрабатываются и внедряются проекты по таким направлениям как познавательное, физическое и художественно-эстетическое развитие.
Педагоги разработали и реализовали следующие проекты:
1.       «Проектная деятельность с использованием ИКТ» (на примере проекта «Лук-зелёный друг!»)
2.       Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий «Мы здоровью скажем «Да!»
3.       Проект «Основы художественно-эстетического развития детей в области «Художественное творчество образовательной деятельности в ДОУ» («В мире дымковской игрушки»).
В перспективе мы планируем использовать технологии проектирования в художественно-эстетическом и физическом развитии одаренных воспитанников, во взаимодействии с социальными партнёрами, родителями, проекты по обогащению ресурсной базы дошкольного учреждения.
В нашем ДОУ «одарённые дети» участвуют не только в проектной деятельности, но и постоянно участвуют в различного уровня конкурсов и являются дипломантами. Дипломы вручаются в торжественной обстановке на родительских собраниях и праздничных мероприятиях. Кроме того, педагоги, подготовившие ребенка - победителя тоже получают дипломы и сертификаты, которые могут поместить в свое портфолио.
Таким образом, проективная деятельность актуальна и очень эффективна в работе с одаренными детьми. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.