2023 2022
1 (219) 2023

Люлина Ю.Ф., Нефедова Ю.В., Хмелева И.В., Ткаченко С.Н. РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-2.pdf

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. Углубленное изучение профессий, способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети играют, слушают сказки, в общение со взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания

обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать

поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Ранняя профориентация призвана:

- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии

более уверенно. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с конкретной группой профессий должно предполагать расширение кругозора детей, удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка. Чем шире опыт ребенка в различных видах труда, чем больше разных умений и навыков приобретет он в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям:

1. Создание РППС по формированию основ ранней профориентации.

№ п\п

Месяц

Совершенствование РППС

1.

сентябрь

Тематические картинки к беседе «Кто работает в детском саду»

Иллюстрации «Труд дворника в разное время года».

Картинки для изготовления «Профессии детского сада»

Альбом рисунков «Профессии детского сада»

2.

октябрь

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Ветеринарная клиника»

Картинки «Кто работает в поле?», «На ферме».

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Д/и: «Профессии села», «У кого что?», «Кто что делает», «Что лишнее?», Вершки и корешки», «Что растёт в поле», «Кому что нужно для работы».

Чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб» М.Глинская «Хлеб»; В. Крупин «Отцовское поле»; В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Н. Верещагин «Золотой колосок».

3.

ноябрь

Картинки с изображение «Банка»

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Банк»

Презентация «Как появились деньги»

Картинки для изготовления постера «Профессии работников банка»

Создание альбома рекламы «Полезные продукты»

4.

декабрь

Презентация «Профессия – врач»

Картотека стихотворений и загадок о медицинских работниках.

муз. Произведения П.И. Чайковского «Болезнь куклы»

Д/и «Кому что нужно»

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «На приеме у врача»

5.

январь

Картинки из серии «Работа сотрудников ГАИ, о полицейских, МЧС»

Д/и: «Отпечатки пальцев», «Составление фоторобота»

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Инспектор ДПС»

Альбом рисунков «Номера экстренной помощи».

6.

февраль

Картинки к беседе «Защитника Отечества», «Есть такая профессия Родину Защищать», Презентация «Военные профессии», «Военная техника», Альбом «Военная техника»

Картинки к викторине «Есть такая профессия – Родину защищать…»

Д\и: «Угадай род войск»

7.

март

Создание коллекции тканей.

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Ателье», «Салон красоты»

Чтение С. Маршака «Почта»

Коллекции поздравительных открыток.

Картинки для изготовления постера «Профессии наших мам»

8.

апрель

Энциклопедии «Все обо всем»

Чтение «Незнайка на луне» Н. Носов, П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», подборка стихов.

Атрибуты к ОД «Я б в ученые пошел пусть меня научат»

Фотоальбом «Великие открытия человечества»

9.

май

Альбом портретов, натюрмортов, пейзажей.

Д/игра «Портрет моего друга», «Нарисуй себя», «Что нужно художнику»

Картинки к беседе «Любите ли вы театр?», «Как вести себя в музее».

Пальчиковый театр, театр теней, магнитный театр.

Атрибуты к сюжетно – ролевая игра «Библиотека», «Концерт».

Атрибуты к драматизации сказок.



3.Формы и методы
работа с детьми по формированию основ ранней профориентации.

№ п\п

Месяц

Тема

Цель

Формы и методы работы с детьми

1.

сентябрь

«Профессии детского сада»

(воспитатель, помощник воспитателя музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дворник, повар, заведующий,

старший воспитатель)

Формирование первичных представление о профессиях людей, работающих в детском саду; воспитание уважения к людям, которые заботятся о детях. Развивать начало социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада. Воспитывать любовь к детскому саду.

Беседа на тему «Кто работает в детском саду»

Экскурсия на прачку, в кабинет старшего воспитателя, в кабинет заведующего, в кабинет психолога, в кабинет логопеда.

Наблюдение на улице за работой дворника.

Помочь дворнику убрать опавшие листья. Рассматривание иллюстраций «Труд дворника в разное время года».

Постер «Профессии детского сада»

Гость группы «У нас в гостях музыкант»

2.

октябрь

«Профессии сельского хозяйства»

(фермер,

доярка, комбайнер, ветеринар, тракторист, агроном, овощевод птицевод, животновод)

Формировать представление о профессиях на селе. Учить устанавливать причинно-следственные связи: значение ухода за животными на их рост и здоровье. Воспитывать уважение к труду взрослых

Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Беседа «Кто работает в поле?», «На ферме».

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Д/и: «Профессии села», «У кого что?», «Кто что делает», «Что лишнее?», Вершки и корешки», «Что растёт в поле», «Кому что нужно для работы».

Чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб» М.Глинская «Хлеб»; В. Крупин «Отцовское поле»; В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Н. Верещагин «Золотой колосок».

3.

ноябрь

«Профессии Банка» (кассир, операционист, кредитный эксперт, менеджер по работе с клиентами)

Расширять и обогащать знания детей о профессии сотрудников банка. Развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей банковской терминологией. Формировать понимание значимости данной профессии для общества.

Беседа «Для чего нужен банк»

Проигрывание ситуаций «Вежливый администратор банка»

Сюжетно – ролевая игра «Банк»

Просмотр презентации «Как появились деньги»

Постер «Профессии работников банка»

4.

декабрь

«Медицинские профессии»

(врач, медсестра, педиатр, стоматолог, хирург, отоларинголог, окулист, ортопед)

Познакомить детей с

профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей

медицинской терминологией. Формировать понимание значимости данной профессии для общества.

Просмотр презентации «Профессия – врач»

Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач».

Заучивание стихотворений и загадок о медицинских работниках.

Прослушивание муз. Произведения П.И. Чайковского «Болезнь куклы»

Д/и «Кому что нужно

Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача»

Гость группы «У нас в гостях стоматолог»

5.

январь

«Профессии правоохранительных органов»

(полицейский, инспектор ДПС, МЧС, участковый, криминалист, адвокат)

Закрепить знания детей о профессии полицейского; расширить представление о роли полиции в жизни людей, формировать основы безопасности. Развивать у детей познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать уважение и любовь к людям данной профессии.

Беседа о работе сотрудников ГАИ, о полицейских, МЧС.

Д/и: «Отпечатки пальцев», «Составление фоторобота»

Сюжетно – ролевая игра «Инспектор ДПС»

6.

февраль

«Военные профессии» (летчик, танкист, моряк, артиллерист, пехотинец, десантник)

Формировать у детей представления о военных профессиях Российской Армии. Углубить знания о Российской армии, дать элементарные представления о родах войск, военной технике. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к защитникам Отечества.

Беседы «Защитника Отечества», «Есть такая профессия Родину Защищать»

Просмотр презентации «Военные профессии», «Военная техника»

Викторина «Есть такая профессия – Родину защищать…»

Изобразительная деятельность «Военные профессии»

Д\и: «Угадай род войск»

7.

март

«Профессии наших мам»

(повар, кондитер, медсестра, бухгалтер, парикмахер, врач, стоматолог, фармацевт, визажист, косметолог, портной, закройщик, модельер, почтальон)

Продолжать расширять и уточнять представления детей о мире профессий. Воспитывать уважение к труду мам – как на производстве, так и дома. Развивать познавательный интерес, активность.

Разукрашивание кухонной утвари

Рассказы детей по картинкам «Что готовит моя мама»

Коллекция тканей.

Сюжетно – ролевая игра «Ателье», «Салон красоты»

Беседы о разных видах связи.

Чтение С. Маршака

«Почта»

Составление коллекции поздравительных открыток.

Рисование: «Кем я хочу стать»

Постер «Профессии наших мам»

Гость группы «У нас в гостях продавец»

8.

апрель

«Научные профессии» (эколог, математик, космонавт, археолог, ученый, микробиолог)

Систематизировать знания детей о людях разных профессий, формировать представления у детей о профессии ученого. Дать представления, зачем нужны открытия в разных науках. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования. Совершенствовать психические процессы (память, внимание, развивать логическое мышление, умение делать выводы). Воспитывать интерес к профессии ученый.

Рассматривание энциклопедий «Все обо всем»

Чтение «Незнайка на Луне» Н. Носов, П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,

чтение стихов.

НОД «Я б в ученые пошел пусть меня научат»

Конструирование «Ракета»

Рисование «Что увидели через микроскоп»

Развлечение «Космическое путешествие»

9.

май

«Профессии работников культуры» (библиотекарь, музыкант, режиссер, художник, артист, экскурсовод)

Формировать у детей представление о труде работников культуры. Закрепить правила поведения в музее, библиотеке, театре, филармонии. Развивать коммуникативные навыки детей.

Рассматривание портретов, натюрмортов, пейзажей.

Д/игра «Портрет моего друга», «Нарисуй себя», «Что нужно художнику»

Рассматривание фотопортретов и т.д.

Беседа «Любите ли вы театр?», «Как вести себя в музее».

Пальчиковый театр, театр теней, магнитный театр.

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека», «Концерт».

Драматизация сказок.

Гость группы «У нас в гостях библиотекарь»

Квест – игра «Профессии бывают разные».



2. Работа с родителями (законными представителями)

№ п\п

Месяц

Тема

Цель

Формы и методы работы

1.

сентябрь

«Профессии детского сада»

Повышение компетенций родителей (законных представителей) по вопросам ранней профориентации детей.

Анкета для родителей

«Первые шаги в профориентации дошкольников»

Предложить родителям понаблюдать с детьми за работой дворника во дворе. Предложить родителям сходить к памятнику дворнику.

Выставка семейных рисунков «Профессии детского сада»

Гость группы «У нас в гостях музыкант»

2.

октябрь

«Профессии сельского хозяйства»

Формирование партнерских взаимоотношений с участниками образовательных от ношений.

Папка - передвижка

«Знакомьтесь - профессии в сельском хозяйстве!»

Предложить родителям вместе с детьми придумать совместно сказку «Путешествие хлебного зернышка»

Рекомендовать родителям по домашнему чтению

В. Куприн «Отцовское поле», В. Осеева «Печенье»

3.

ноябрь

«Профессии Банка»

Повышение уровня развития педагогической компетенции родителей по взаимодействию с педагогами и детьми.

Предложить родителям совершить экскурсию в ближайшее отделение Банка»

Создание рекламы «Полезные продукты»

4.

декабрь

«Медицинские профессии»

Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера.

Гость группы «У нас в гостях стоматолог»

5.

январь

«Профессии правоохранительных органов»

Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения.

Привлечение родителей к участию в выставке тематических рисунков «Номера экстренной помощи».

6.

февраль

«Военные профессии»

Повышение компетенций родителей (законных представителей) по вопросам ранней профориентации детей.

Постер для родителей

«Защитники

Родины».

7.

март

«Профессии наших мам»

Вовлечение родителей в совместную познавательно - творческую деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада.

Гость группы «У нас в гостях продавец»

8.

апрель

«Научные профессии»

Привлечь родителей к взаимодействию с детьми, закрепление представлений

о необходимости и значении труда взрослых людей.

Фотоальбом «Великие открытия человечества»

9.

май

«Профессии работников культуры»

Включать в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

Консультация для

родителей: «Роль книги в развитии ребенка»

Предложить родителям посетить городской музей, выставку художников, библиотеку.

Гость группы «У нас в гостях библиотекарь»



Библиографический список

1. Антонова, М.В., Гришняева, И.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С.93-96

2. Бендюков М. Азбука профориентации / М. Бендюков, И. Соломин, М. Ткачев. - М.: Литера Плюс, 2014.- 336 c.

3. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий. Балашов: Николаев, 2015. 125 с.

4. Шингаркина, Д.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых: автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2016. 24 с.