2023 2022
1 (219) 2023

Пащенко О.Н. СЮЖЕТНАЯ ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

Введение

Конфликты у дошкольников имеют свою специфику, определяемую одновременным воздействием конфликтогенных факторов возрастными особенностями дошкольников. Практика показывает, что наиболее распространенными способами преодоления конфликта дошкольников является нейтрализация агрессивных и враждебных проявлений, разведение конфликтующих сторон, изъятие конфликтогенных факторов. Однако, готовность дошкольника к конструктивному поведению в условиях конфликта формируется в особых условиях, создание которых является предметом работы педагогов, владеющих методами личностного развития дошкольников.

Современные условия воспитания дошкольников требуют разработанности методик по преодолению конфликтов с учетом всех факторов, педагогических условий и особенностей дошкольников. Актуальность исследования определяется практическим отсутствием методик по преодолению конфликтов у дошкольников посредством сюжетных игр и тем, что возникновение конфликта обычно рассматривают как симптом неблагоприятных отношений, а педагогическая работа направлена на подавление конфликтов. Предварительный анализ причин возникновения противоречий, приводящих к конфликту дошкольников, как правило, не проводится, поэтому работа педагогов по преодолению конфликтов у дошкольников является малоэффективной.

Цель исследования: проверить опытно-экспериментальным путем эффективность коррекционной работы по преодолению конфликтов во взаимоотношениях дошкольников посредством сюжетной игры.

Методы исследования: теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; эмпирические: диагностические методы (беседы, диагностика); статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.

Для изучения проблемы конфликтов у дошкольников мною был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что без учета педагогических особенностей, факторов, влияющих на возникновение конфликтов и выявления причин конфликтов, а также при правильно подобранном методе работа по преодолению конфликтов будет неэффективной. При этом следует помнить, что важнейшая среда развития личности дошкольников – это общество сверстников. Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации. Во-вторых, это специфический вид деятельности и отношений, где вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться группе, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи, не только облегчает дошкольнику автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Взаимоотношения со сверстниками у дошкольников становятся более избирательными и стабильными. Повышается роль характеристик во взаимооценках. Эмоциональное благополучие дошкольника все больше и больше начинает зависеть от статуса, который он занимает в группе, начинает определяться, прежде всего, отношением и оценками со стороны сверстников. Одним из важных аспектов в личности дошкольника является развитие самосознания, в частности, самооценки. В условиях изменяющейся ситуации дошкольник стоит перед необходимостью изменения отношения к себе и окружающим. При несоответствии собственной самооценки и внешней оценки, особенно, оценки сверстников, может возникнуть состояние острого переживания, то есть, конфликт. Основными факторами конфликтного поведения дошкольников выступают социальный статус, коммуникативные способности, конфликтоустойчивость, направленность контакта и знание норм поведения.

В эксперименте для разработки занятий по преодолению конфликтов у дошкольников средствами сюжетной игры были определены следующие факторы конфликтности: социальный статус; коммуникативные умения; нормы поведения, где, оценочными критериями выступили коммуникативные способности – понимание ситуаций, уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей; знание норм поведения.

Опытно-экспериментальная работа состоит из последовательных этапов – констатирующий, формирующий, контрольный, каждый из которых требует определенных методик.

На первом этапе, констатирующем – исследуются характеристики дошкольника, изучаются статусная структура, определяются психологические особенности, влияющие на конфликты среди дошкольников и причины конфликтов. Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики – важные диагностические показатели для последующих этапов опытно-экспериментальной работы.

Задача второго этапа – формирующего, разработать и реализовать мероприятия для коррекционной работы по преодоления конфликтов во взаимоотношениях дошкольников посредством сюжетной игры.

На третьем этапе, контрольном, в результате проведенных диагностических процедур и реализации занятий проводится повторный срез и дается оценка эффективности предложенной коррекционной работы.

В исследовании принимали участие 10 дошкольников в возрасте 6-7 лет. Исследование проводилось с согласия родителей.

I. Констатирующий этап

С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей дошкольника проводилась комплексная диагностика исходных уровней развития коммуникативной сферы детей. Определенные мною методы исследования позволили выявить педагогические и психологические особенности и причины, влияющие на конфликты среди дошкольников, которые необходимо учитывать при разработке занятий по преодолению конфликтов у дошкольников. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со сверстниками, а также от индивидуальных особенностей самого дошкольника. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные – психофизиологические особенности дошкольника.

Итак, наблюдение за дошкольниками в детском саду показало, что среди ребят есть дошкольники, которые любят главенствующие роли. Из анкет родителей эти дети из семей с высоким социальным статусом. Это Валерий К., Дарина Б. и Ксения С. Они стараются во всех играх, где применяется методика «соревнования» быть первыми. Если не получается, могут пойти на хитрость. Стремятся во всем опережать своих сверстников. На занятиях ведут себя активно, умеют читать и писать. Хорошо считают. Во всем стремятся быть аккуратными. Валерий К. редко оказывается зачинщиком конфликтов, но решает их насильственным способом, особенно если это касается игрушек. Дарине Б. присущи больше характеристики Валерия, по наблюдению можно сказать, что её воспитание больше подходит мальчику, нежели девочке. На это надо особенно обратить внимание родителям и педагогу. Ксения С., наоборот, старается не конфликтовать со сверстниками, игрушками делится охотно, однако свою точку зрения будет доказывать упорно и в споре никогда не уступает. Легко поддается убеждению, что она не права и принимает позицию взрослого. Дети много фантазируют и организовывают сами различные игры, умеют привлечь на свою сторону других ребят. Со сверстниками дружны и, как правило, в их играх принимают участие все дети группы. В группе есть «драчуны» это Максим Ш. и Саша М., они плохо разговаривают, замкнуты, не дружны, играют обособлено, за исключением общих занятий, не активны. На занятиях не слушают, крутятся, невнимательны, им быстро надоедает однообразие, капризны. Не поддаются убеждениям. Взрослый для них зачастую не является авторитетом, конфликтуют со всеми детьми. Часто сами являются зачинщиками конфликтов. Семьи этих детей не благополучные. Остальные дети, можно сказать «среднего уровня». Ведут себя по-разному, ничем не выделяются. Рисунки детей в основном неаккуратные. Легко вступают в конфликт. Некоторые из них поддаются убеждению, некоторые с трудом. В играх и на занятиях активны, но некоторые могут быть и безразличны к происходящему. В основном любят активные игры на участке. Эти дети в основном из семей «среднего» социального статуса. У части детей неполные семьи.

В период наблюдения за игровой деятельность было зафиксировано 20 конфликтов, вспыхнувших по разным причинам:

1. «Разрушение игры» – сюда входили такие действия дошкольников, которые прерывали или затрудняли процесс игры, например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации; 4 конфликта из 20 зарегистрированных (20 %).

2. «По поводу выбора общей темы игры» – в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дошкольники; 1 конфликт из 20 зарегистрированных (5 %).

3. «По поводу состава участников игры» – здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т.е. кого включить в игру, а кого исключить; 2 конфликта из 20 зарегистрированных (10 %).

4. «Из-за ролей» – данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между дошкольниками о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль; 6 конфликтов из 20 зарегистрированных (30 %).

5. «Из-за игрушек» – сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами; 4 конфликтов из 20 зарегистрированных (20 %).

6. «По поводу сюжета игры» – в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей; 1 конфликт из 20 зарегистрированных (5 %).

7. «По поводу правильности игровых действий» – это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребёнок в игре; 2 конфликта из 20 зарегистрированных (10 %).

Результаты выявления причин внесены в Таблицу 1.

Таблица 1

Выявленные причины возникновения конфликтов

Причина конфликта

Количество

%

Разрушение игры

4

20

По поводу выбора общей темы игры

1

5

По поводу состава участников игры

2

10

Из-за ролей

6

30

Из-за игрушек

4

20

По поводу сюжета игры

1

5

По поводу правильности игровых действий

2

10

Как видим, чаще всего конфликты возникают из-за ролей, 6 случаев, так как этот возраст является пиковым для конфликтов по поводу распределения ролей, число которых здесь достигает своего максимума. В ходе наблюдения было отмечено, что в качестве способов разрешения конфликтов дети чаще всего используют «словесное воздействие», «аргументы» и «физическое воздействие».

Первый этап диагностики позволил нам выделить проблемных детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов. При этом были определены характеристики дошкольников, факторы и причины возникновения конфликтов, которые позволят составить, с учетом всех показателей, содержание коррекционной работы по преодолению конфликтов во взаимоотношениях дошкольников посредством сюжетной игры.

II Формирующий этап

Содержанием работы на формирующем этапе было создание следующих условий: организация и проведение сюжетных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества у детей. Формирующий этап проводился с детьми экспериментальной группы в количестве 10 человек. В формирующем эксперименте мы с детьми проводили сюжетные игры с целью формирования конструктивного поведения и предупреждения конфликтного поведения у дошкольников. При проведении игр я решала следующие задачи: упражнять детей в применении этических норм взаимоотношений; учить детей использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов; учить принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации. В ходе проведенных игр дети имели возможность получить положительные впечатления, приобрести социальный опыт и общаться друг с другом с наименьшим количеством конфликтов. После проведения игры детям предлагалось проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Вначале я предлагала детям игры и активно в них участвовала, затем дети сами выражали желание поиграть в определенные наиболее понравившиеся игры. Сюжетные игры, используемые в формирующем эксперименте, представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Сюжетные игры, используемые в формирующем эксперименте

№ п/п

Название

сюжетной игры

Цель

1

«Семья»

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи; учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет; воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

2

«Строим дом»

Формировать положительное отношение между детьми; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

3

«Детский сад»

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми; расширить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада; вызвать у детей желание подражать действиям взрослых.

4

«Пожарные»

Согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

5

«Я - водитель»

Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь, культуру поведения в транспорте; знакомить детей с работой транспорта, трудом транспортников: шофер, оператор, диспетчер и др.

Рассмотрим более подробно сюжетные игры, предлагаемые мной в исследовании, проанализируем поведение детей во время их проведения. Как мы знаем, роль пожарных в обществе велика. Для эффективной работы им необходимы не только индивидуальные качества каждого, но и сплоченность коллектива, способность к взаимодействию друг с другом. Поэтому в работе с детьми мы использовали сюжетную игру «Пожарные». Целью было не только познакомить с трудной и почетной профессией спасателя, но и согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Перед проведением игры была осуществлена предварительная работа с детьми: беседа о работе пожарных, рассматривание сюжетных картинок, чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Маршак «Кошкин дом»). Также было необходимо следующее оборудование: одежда пожарных, шлемы, вёдра, лопатки, скакалки, стулья. Детям нужно было представить себя в роли пожарных и организовать спасательную экспедицию для оказания помощи пострадавшим: потушить загоревшееся здания и спасти собачку. В начале были небольшие трудности с распределением оборудования, но они смогли договориться, так как была цель – спасти собачку и нельзя было медлить. Детям понравилась игра.

Моей основной задачей являлось научить детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Правила в играх задавались таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требовало от ребенка, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности. Мы проявляли стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

В заключение формирующего эксперимента можно сделать вывод, что выдвинутые мною условия положительно скажутся на работе с детьми. Так, сюжетная игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности среднего дошкольного возраста. В процессе сюжетных игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу. На протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой первой ступеньке общения. Лучшее, что могут сделать взрослые в такой ситуации, так это научить детей социально приемлемым нормам поведения и общения.

Оценка эффективности проведенной работы по преодолению конфликтов во взаимоотношениях дошкольников посредством сюжетной игры была определена путем сравнительного анализа двух срезов эксперимента. Целью сравнительного анализа является определение значимости предлагаемой коррекционной работы по преодоления конфликтов во взаимоотношениях дошкольников посредством сюжетной игры. Для реализации данной цели были использованы методики, аналогичные констатирующему эксперименту. В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента повлиял на межличностные взаимоотношения дошкольников. По итогам наблюдения можно сразу оговориться, что личностные характеристики дошкольников немного изменились, сравнительные характеристики детей представлены в Таблице 3.

Таблица 3



Ф.И.

дошкольника

Характеристика дошкольника

констатирующий

этап эксперимента

контрольный

этап эксперимента

1

Артур Д.

малообщительный, никогда не конфликтует, спокойный, уравновешенный

общительный

2

Владимир М.

шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый

общительный, редко конфликтует из-за пустяков

3

Ксения С.

спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает

общительная, проявила организаторские способности

4

Максим Ш.

всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут

малообщительный, стал изредка играть с девочками, просить прощение и реже драться

5

Данила У.

общается со всеми, ябеда, не конфликтует, начать игру сам не может, включается в игру к другим детям

общается со всеми, стал начинать сам игру

6

Ульяна В.

очень спокойная, нет подруг, замкнута, в основном одна, исполнительна, не конфликтует

малообщительная, появились подруги

7

Анастасия Е.

спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает

спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает

8

Дарина Б.

спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликты возникают редко

общительная, конфликты не возникают

9

Саша М.

мало посещает детский сад, общается с кем придется, малообщителен

из-за редкого посещения детского сада изменений не замечено

10

Валерий К.

. любознательный, общительный, все хочет знать

общительный

По полученным результатам в ходе опытно-экспериментальной работы, можно с уверенностью сказать, что преодоление конфликтов у дошкольников в игровой деятельности будет успешней, если при разработке коррекционных мероприятий учитывать педагогические и психологические особенности дошкольников; факторы, влияющие на возникновение конфликтов; применять эффективные методы и способы.

Заключение

После проведения мер по преодолению конфликтов во взаимоотношениях дошкольников посредством сюжетной игры были проведены повторные диагностические мероприятия, результаты которых оказались положительными. Таким образом, постоянное проведение сюжетных игр способствует преодолению конфликтов во взаимоотношениях детей дошкольного возраста, развитию их межличностных отношений. По полученным результатам и выводам в ходе опытно-экспериментальной работы, можно с уверенностью сказать, что работа по преодолению конфликтов во взаимоотношениях дошкольников посредством сюжетной игры будет более успешной, если при разработке корректирующих мероприятий учитывать педагогические и психологические особенности дошкольников; факторы, влияющие на возникновение конфликтов; применять эффективные методы и способы.

Список использованных источников1. Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учебное пособие / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. – Москва: Прометей, 2013. – 138 с.

2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – Москва: Юрайт, 2020. – 218 с.

3. Букреева, Е. А. Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников / Е. А. Букреева, С. А. Белокопытова, О. В. Малышева. - Молодой ученый. – 2018. – № 19 (205). – С. 185–187.

4. Воронич, Е. А. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников / Е. А. Воронич. – Научное мнение. – 2012. – № 3. – С. 37–40.

5. Горбунова, Г. П. Актуальность и проблемы сюжетно-ролевой игры современных дошкольников / Г. П. Горбунова. – Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 52. – С. 86–91.

6. Долина, И. А. Методы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности / И. А. Долина, Э. М. Муртазаева. – Форум молодых ученых. – 2018. – № 5 (21). – С. 1053–1056.

7. Ермошкина, В. Ф. Формирование готовности к конструктивным способам разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре / В. Ф. Ермошкина. – Образование и воспитание дошкольников и младших школьников в условиях поликультурного региона: материалы Международной научно-практической конференции – 48-е Евсевьевские чтения, 23–25 мая 2012 г. / редколлегия: И. Г. Рябова [и др.]; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2013. – С. 164–167.

8. Кахнович, С. В. Культура межличностных отношений у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству: методическое пособие / С. В. Кахнович. – Москва: Владос, 2017. – 321 с.

9. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2003. – №1. – С. 13-23.