Выпуск № 10 (85) 2021

Беспалова А.В. Использование театрализованной игры в условиях детского сада для формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Н.А. Кузь.
В тезисах сделан акцент на педагогический потенциал театрализованной игры для формирования адекватной самооценки старших дошкольников. Приведены данные, доказывающие эффективность этого средства в условиях детского сада.
Ключевые слова: самооценка, факторы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста, педагогический потенциал театрализованной игры, социальная роль, воображаемая роль.
Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, что в свою очередь является фундаментом волевого поведения, выстраивания инициативных отношений со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Механизмом формирования самооценки является процесс интериоризации внешней оценки значимых других, в данном возрасте – значимых взрослых. Отсюда главным фактором является положительная оценка-подкрепление со стороны родителей, других родных взрослых, а также педагогов. Вторым не менее важным фактором формирования адекватной самооценки является опыт проживания социальных ролей, которые дают ребенку возможность почувствовать себя состоятельным в тех или иных видах активности, в своих качествах и чувствах. В силу особенностей возраста дошкольник такой опыт приобретает не только и, возможно, не столько в реальных ролях, сколько в воображаемых. Отсюда задача взрослого (в условиях сада – воспитателя) создать условия, в которых ребенок мог бы попробовать себя в разных ролях.
На основе изучения авторитетных источников О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, А.В. Захаровой, а также исходя из собственного опыта мы посчитали, что наиболее эффективной в данном случае будет являться театрализованная игра. Ее главный потенциал для решения педагогических задач, связанных с формированием самооценки, заключается в следующем: набор «сценических» ролей с возможностью «примерить» на себя поведение и чувства персонажа, набор функциональных ролей, создающих опыт реального взаимодействия (актер, режиссер, костюмер, зритель и проч.), актерская игра, дающая возможность ребенку осуществлять поведение, нетипичное для него в реальной жизни, репетиции, формирующие навык смотреть на себя со стороны (база рефлексии), коллективная деятельность, дающая возможность сравнивать себя с другими, руководящая роль режиссера, дающая ребенку опыт прислушиваться к оценке авторитета и адекватно реагировать.
В начале экспериментальной работы были определены две группы детей старшего дошкольного возраста, одна из которых являлась экспериментальной, а другая контрольной. Формирующая часть эксперимента заключалась в том, что мы максимально насытили жизнедеятельность детей в экспериментальной группе театрализованной игрой, в частности использовали такие формы как игры в кукольный театр игры в кукольный театр «Веселый Старичок-Лесовичок», «Телефон», «Моя Вообразилия», игры-драматизации «Идёт кисанька из кухни» «Вреднуля, Жаднуля и Пачкуля», «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер), игры-представления (спектакли «Рукавичка», «Бычок смоляной бочек», «Три поросенка».
Театрализованная игра будет способствовать достижению педагогической цели при соблюдении ряда условий. В ходе нашей работы мы выделили следующие педагогические условия: опора в выборе сюжета на интересы детей, учет при распределении функциональных ролей уровня умений детей в той или иной области, учет в процесс выбора «сценических» ролей уровня воображения и фантазии каждого ребенка, не сравнение детей друг с другом, а опора на сильные стороны каждого и подчеркивание этих сторон, коллективное обсуждение продукта деятельности и обучение детей видеть «плюсы» товарищей, создание элементов театральной среды в группе и «театрального уголка».
Для доказательства нашей гипотезы, лежащей в основе экспериментальной работы – предполагаем, что развитие самооценки будет успешно в театрализованной игре– в начале и в конце формирующей части были сделаны срезы уровня самооценки детей. Использовались следующие известные методики: «Лесенка» по В.Г. Щур, «Какой я?» Р.С. Немова, «Нарисуй себя» А.М. Прихожан и З. Василяускайте.
Анализ показывает, что данные, полученные по трем методикам в целом по группе подтверждают друг друга. В итоге оказалось, что и в экспериментальной, и в контрольной группах в начале года разброс показателей примерно одинаков: около половины детей имеют заниженную самооценку, четверть – завышенную и четверть – адекватную. В конце года показатели экспериментальной и контрольной групп значительно разнятся: в экспериментальной группе число детей, показавших адекватную самооценку вырос до 75%, тогда как в контрольной 33%.
Таким образом, мы убедились, что при определенных педагогических условиях театрализованная игра может явиться эффективным средством формирования адекватной самооценки у старших дошкольников.
Библиографический список:
1. Белобрыкина, О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – Новосибирск: ГЦРО, 2015. – 132 с.
2. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. − 2018. − № 4. – с. 47.
3. Захарова, А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки [Текст] / А. В. Захарова. – Таллин. – 2016. – 282 с.