2023 2022
1 (219) 2023

Нетеса Н.Н., Куркан Т.А., Оленюк С.В., Маховицкая Е.Е. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Ф. ФРЕБЕЛЯ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, ставят задачу использования новых форм его организации, объединяющих элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Особое внимание уделяется познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Под математическим образованием дошкольников понимается целенаправленный процесс обучения математике и воспитания математической культуры, направленный на подготовку детей к применению необходимых математических представлений в процессе жизнедеятельности. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие личности. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это и развитие способности видеть в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Ни для кого не секрет, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей. Опыт педагогов показывает, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика, не обладает набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, не привык думать, не стремится узнать что-то новое.

Помочь детям дошкольного возраста освоить математическую действительность может использование дидактической системы Ф. Фребеля. Педагогические взгляды Фридриха Фребеля созвучны со многими идеями современной государственной образовательной политики, заложенными в ФГОС ДО. Фребель считал, что цель воспитания состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Он был убежден в том, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности, следовательно, педагогический процесс должен быть основан на «действии, работе и мышлении». Фридрих Фрёбель предложил для детского сада эффективную форму организации детских видов деятельности - игры - занятия. Признавая ценность детской игры, Фребель создал образовательные материалы для детей – «дары». Педагог предложил для игр мяч, шар, кубик, цилиндр, брусочки и более мелкие и разнообразные их членения, связь между которыми заключается в их материальной основе, с помощью которых можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение. В современной дошкольной педагогике «Дары Фребеля» рассматриваются как обучающий материал, развивающий умственные возможности ребенка.

Возможности наборов способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с набором создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно - исследовательской деятельности.

Образовательная деятельность с использование игрового набора «Дары Фрёбеля» позволяет приобщать ребенка через игровую деятельность к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника, способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учит рассуждать, объективно оценивать свои умения. Технология «Дары Фрёбеля» учитывает дидактические принципы:

· Информативность - возможность использования игровых средств из набора в разных образовательных областях и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

· Вариативность - возможность применения в образовательных организациях, реализующих различные программы дошкольного образования.

· Принцип системности и последовательности - взаимосвязь знаний, умений и навыков.

· Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

· Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, поощрение всех усилий ребенка, его стремления узнать что-то новое; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; возможность ребенка продвигаться вперед своими темпами.

· Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

· Принцип активного обучения, при котором процесс обучения строится с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Необходимыми условиями успешной реализации технологии является обогащение предметно – пространственной среды, позволяющей детям дошкольного возраста включаться в работу по усвоению математического содержания, а также создание педагогом проблемных ситуаций. Игры и упражнения с набором включаются в основную образовательную деятельность и могут выступать как часть развивающего занятия или игровой обучающей ситуации, применяться во время групповой совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей.

Блок совместной деятельности педагога с детьми является основным в формировании у детей математических представлений. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Образовательная деятельность с детьми носит развивающий характер, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами. В структуру образовательной деятельности включаются дидактические игры, соответствующие возрастным возможностям детей. Так, используя набор №1, с младшими дошкольникам проводим игру «Один много», целью которой является познакомить детей с понятиями «один», «много», закрепить названия основных цветов; для детей среднего дошкольного возраста с этим набором проводим игру «Цветные автомобили», целью которой является развивать внимание и пространственное мышление; для детей старшего дошкольного возраста с этим набором проводится игра «Времена года», целью которой является закрепить знания о временах года, развивать логическое мышление, обогащать словарный запас дошкольников.

С набором №2 в образовательной деятельности с младшими дошкольниками проводим игру «Катится - не катится», целью которой является познакомить детей с объемными геометрическими телами - кубом и шаром, а для детей среднего дошкольного возраста - игра «Узнай по описанию геометрическую фигуру», целью которой является закрепление знаний об объемных геометрических телах и умений выделять основные признаки объемных тел; для детей старшего дошкольного возраста – «Путешествие в страну Геометрия», целью которой является закрепление знаний о геометрических фигурах и объемных геометрических телах.

С набором №3 для младших дошкольников проводим игру «Строим дорожку к домику зайчика», цель которой - учить совершать действия с одинаковыми деталями, закрепить понятия «один», «много». Для среднего дошкольного возраста – «Сравним дорожки до дома», целью которой является учить сравнивать предметы по длине и ширине и обозначать результаты сравнения словами «длинный – короткий», «широкий – узкий»; для детей старшего дошкольного возраста проводим игру «Поможем зайчику посадить морковку», целью которой является развивать пространственные представления дошкольников.

С набором №4 для младших дошкольников проводим игру «Новоселье», для детей среднего дошкольного возраста – игра «Такие разные дороги», целью которой является развивать пространственное мышление, для детей старшего дошкольного возраста - игра «Целое и часть», цель которой - формирование навыка деления целого на части и закрепление навыков счета.

С набором №5 для детей среднего дошкольного возраста проводим игру «В гостях у трех медведей», цель которой - расширять знания о геометрических фигурах - квадрате и треугольнике. Для детей старшего дошкольного возраста - игра «От кареты до ракеты», цель которой - закреплять знания о геометрических фигурах квадрате треугольнике, объемных геометрических телах - кубе и треугольной призме.

Набор №6 используем для проведения игры «Домик для зайчика» для детей среднего дошкольного возраста, и игры «Снежинка», «Торт на день рождения друга», «Путешествие в сказку».

Самостоятельная деятельность дошкольников с наборами позволяет приобщать детей к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольников, способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учит рассуждать, объективно оценивать свои умения. Как показывает практика, дети с удовольствием играют с этими наборами, их использование дает ощутимые положительные результаты в развитии математических способностей дошкольников.

Библиографический список

1.Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Л.В. Артемова. - М.: Наука, 2002 - 96с.

2. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 240 с.

3.Бейлина, А Ф. Фребель: игры и игровые средства / А. Ф.Бейлина // Журнал Дошкольное воспитание. - 2005. - №3. - С. 56 - 59.

4.Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Ананьева И.Н. «Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» с технологическими картами». - Самара: Изд-во: ООО «Вектор», 2018.- 12с.

5. Запорожец, А.В Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте / А.В. Запорожец. - Избр. психол. труды. - М.: Просвещение, 1986. - Т.1.-378c.

6.Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., переработанное. - М.: Наука, 2009. - 329 с.

7.Карпова Ю.В, Кожевникова В.В. Соколова А.В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие»: метод. рекомендации / под. общ. ред. В.В. Кожевниковой. М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014. – 16с.

8.Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы): пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. М.: - 2012. - 96 с.