Выпуск № 23 (49) 2020

Коломийченко Т.В. Группы кратковременного пребывания как альтернатива яслям

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной, так как ежегодно к нам приходят около 50 малышей в возрасте от 1.5 до 3 лет. Для смягчения этого периода в нашем учреждении с 1 октября 2019 года функционирует группа кратковременного пребывания «Малышок».
Группы кратковременного пребывания (ГКП) – вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением ДОУ, реализующего программы дошкольного образования.
Данная группа в нашем ДОУ создана для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития, оказания консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации.
Сегодня в дошкольных учреждениях работают и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых (от 3 до 5 раз в неделю, до 3 часов пребывания детей в день в зависимости от потребностей родителей) и содержание работы привлекают родителей.
Сокращенное по времени пребывание в ДОУ и обучение в форме игры позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку, дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, что решает многие проблемы коммуникативного характера. Ежедневная возможность общения с родителями по волнующим вопросам, а также проведение групповых консультаций по единой тематике позволяют решать вопросы адаптации, развития и воспитания детей наиболее эффективно, в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями.
Вместе с выявленными трудностями и противоречиями работа ГКП показала, что есть реальная возможность для сотрудничества ДОУ с разными категориями семей, обеспечивая доступность дошкольного образования, социальную адаптацию детей, а также повышения престижа учреждения.
Группа кратковременного пребывания – это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении.
Адаптационная группа кратковременного пребывания функционировала в ДОУ с сентября 2019 года. Группа рассчитана на детей от 1, 5 до 3-х лет.
Алгоритмом организации деятельности адаптационной группы.
Прежде всего, мы изучили нормативно-правовую базу, оценили возможности нашего учреждения: материально-техническую базу; наличие помещений; соблюдение условий СанПин; методическое обеспечение образовательного процесса; профессионализм и творческий потенциал педагогов.
С самого начала работы была четко сформулирована цель деятельности группы кратковременного пребывания: реализация права каждого ребенка на доступное и качественное образование.
Определены задачи:
- обеспечение доступности дошкольным образованием детей раннего возраста;
- оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях;
- создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников, поступление в детский сад.
В адаптационные группы кратковременного пребывания мы набирали по 8-10 человек неорганизованных детей.
Малыши этой группы посещают детский сад ежедневно в течении 3 часов.
Одним из ведущих принципов организации образовательной деятельности в этой группе является принцип детско-взрослого сотрудничества, основанный на интересах ребенка и перспективах его дальнейшего развития.
Работа спланирована таким образом, что родители детей, посещающих группу кратковременного пребывания, являются активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями, они охотно вовлекаются в процесс развития ребенка. Это позволяет избежать осложнений в начальной фазе адаптации, обеспечить оптимальное ее течение и постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
Родители, находясь с ребенком в группе, лучше узнают своего малыша, видят и понимают, в чем он успешен и какие у него трудности, а также родители, наблюдая работу воспитателя, обучаются формам разностороннего общения и взаимодействия со своими детьми.
В работе педагога в группе кратковременного пребывания предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, расширения и закрепления представлений детей об окружающем мире.
Для самого малыша, посещающего группу кратковременного пребывания – это целостный образ жизни, заполненный разнообразными делами, видами деятельности, которые организует воспитатель группы.
- пальчиковые, хороводные, подвижные игры;
- игры-драматизации (совместное проигрывание сказок с родителями);
- игры с дидактическими игрушками;
- сюжетные игры;
- совместное рисование (фломастерами, мелом, восковыми мелками, гуашью, пластилином);
- совместное конструирование из крупного и мелкого строителя, а также из бумаги и природного материала.
За счет такого разновозрастного и многообразного сотрудничества стимулируется общение детей, развиваются эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений, в результате чего складывается готовность перехода ребенка в группу «полного дня», развивается самостоятельность и эмоционально-положи-тельное отношение к детскому саду.
В условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ тесное сотрудничество с семьей является решающим фактором. Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют, занимаются и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации, советы, консультации профессиональных педагогов.
Кроме того, родители не беспокоятся об эмоциональном состоянии ребенка, который вскоре начнет посещать детский сад полный день.
Организация групп кратковременного пребывания дает возможность детям, не посещающим ДОУ, пройти «начальную» социализацию в среде сверстников.

Библиографический список
1.       Аверина И. Е. Группы кратковременного пребывания: Организация и содержание работы. – М.: Айрис, 2004 – 176 с.
2.       Бахаровская М. Н. Руководителю ДОУ: Адаптационная группа кратковременного пребывания Организация и содержание работы.- Изд-во: Учитель, 2012 – 80 с.
3.       Бабунова Т. М. (редакция) Группа кратковременного пребывания: Для детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2010 – 112 с.
4.       Белая К.Ю. Методические рекомендации к организации работы по группам кратковременного пребывания детей в ДОУ Приглашает детский сад — М.: Линка-Пресс, 2002. — С. 76.
5.       Данилина Г. А., Зедгенидзе В. Я. Нормативно-правовое обеспечение и порядок организации групп кратковременного пребывания в ДОУ. - Изд-во:АРКТИ – 248 с.
6.       Королёва С. Из опыта работы // Дошкольное образование – 2002. №1. – С. 48.
7.       Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями//Дошкольное образование – 2002 №11 – С. 10.
8.       Микляева Н.В. Группы кратковременного пребывания Педагогическое сопровождение. – М.: ТЦ – Сфера, 2009. – 96 с.