Выпуск № 75 (150) 2021

Архипова Л.Н. Инновационная дополнительная образовательная программа «Сказки песочного человека»

Направленность программы: естественно-научная
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 3-5лет
г.Новомосковск
2021г.
Содержание
1.       Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи программы
1.2. Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала
1.3. Основные направления программы
1.4. Основная идея программы
1.5. Сроки реализации программы
1.6. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса
1.7. Проверка и оценка результатов использования программы
2. Тематическое планирование
3. Планируемые результаты
4. Методическая литература, на основе которой была составлена программа
1. Пояснительная записка
1.1        Цели и задачи программы.
Со времён Карла Юнга европейская практическая психология уделяет особое внимание такому методу, как песочная игротерапия. Было доказано, что разнообразные игровые занятия с песком способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей. Песочная игротерапия развивает психомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности малыша, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы. В последнее время эта методика стала востребованной в детских садах и активно применяется педагогами в работе с дошкольниками.
По утверждению психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому- что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека непостижным образом часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы уже с раннего возраста ребенка начинать знакомить его с песком, помня о том, что есть прямая зависимость между развитием речи малыша и мелкой моторикой рук.
Данный проект программы разработан для коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной игротерапии.
Основная цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
В соответствии с этой целью формируются
задачи:
*стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
*вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и *возможности побыть самим собой;
*формировать позитивное отношение к своему «Я»;
*формировать позитивное отношение к сверстникам;
*развивать навыки социального поведения;
*совершенствовать умения и навыки практического общения, используя *вербальные и невербальные средства;
*cпособствовать проявлению эмпатии;
*развивать фантазию и образное мышление;
*побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
*использовать метод песочной терапии в диагностических целях.
1.2 Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала.
В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.
Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение (игра в песочнице), способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.
В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.
Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.
В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.
Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений. Поэтому песочницу рекомендуется иметь в кабинете психолога.
1.3. Основные направления программы
Инновационная дополнительная программа по песочной игротерапии расширяет и дополняет примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Игровая деятельность
Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;
- используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
1.4. Основная идея программы
Основная идея программы – используя игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
*понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
*формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
*гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
*песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
1.5. Сроки реализации программы Программа реализовывается в течение двух лет. Используется для работы с детьми младшей (от 3 до 4 лет) и средней (от 4 до 5 лет) групп.
1.6. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса
Методы
Наглядные методы включают в себя:
*наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
*наглядно - зрительные / дидактический материал /;
*сенсорно - моторные / обследование /;
*тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, *совместное выполнение, подражательное выполнение /;
*формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие
руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,
подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
*элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж,
дыхательные упражнения, тактильные обследования /.
Словесные методы:
*объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
*указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
*вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /;
*пояснения, уточнения;
Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.
Практические методы:
*метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
*игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие комму­никативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
1.7. Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы.
Уже на первом этапе можно узнать очень многое о ребёнке:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, рас­спрашивает о незнакомых предме­тах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• сформированность понятий и уме­ние обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
• личностные характеристики (темпе­рамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформиро­ванность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок гово­рящий;
• уровень развития игровой деятель­ности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как вы­ражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и не­произвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение вни­мания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия воспитатель выясняет следующие качества ребёнка:
• уровень развития воли и целе­устремленности (убирает ли игруш­ки по местам, доводит ли дело до конца);
• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
• умение обобщать (способность бы­стро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразитель­ность;
• на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
2. Планируемые результаты
Работа по теме «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста» позволяет достичь следующих результатов:
*игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
*дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;
*песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);
*игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
*в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
*в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций (особенно тактильной чувствительности);
*игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях;
*программа адресована педагогам дошкольных учреждений.
3.Методическая литература, на основе которой была составлена программа.
1.Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое со­провождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1996.
2.Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
3.Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
4.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
5.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2010.
6.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
7. Каушкаль О.Н.,Чернышева И.Н., Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице»
-М.: Центр педагогического образования, 2014.
8. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
9.Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
10.Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного обра­зовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
11. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В.Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
12. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. Волгоград: «Учитель», 2008г.
13. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
14.Журнал «Обруч». Дошкольное образование, N 2, 1998 год, г. Москва.
15. Журнал «Дошкольная педагогика» N 1, 2007 год, г. Санкт- Петербург.
16.Журнал «Обруч».Дошкольное начальное образование, N 6, 1997 год, г. Москва.
17.Журнал «Дошкольное воспитание», N 10, 2007 год, Московская область, г. Мытищи.
18.Журнал «Обруч», N 5, 2005 г., г. Москва.