Архипова Л.Н. Инновационная дополнительная образовательная программа «Сказки песочного человека»
Направленность программы: естественно-научная Срок реализации: 2 года Возраст детей: 3-5лет г.Новомосковск 2021г. Содержание 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи программы 1.2. Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала 1.3. Основные направления программы 1.4. Основная идея программы 1.5. Сроки реализации программы 1.6. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса 1.7. Проверка и оценка результатов использования программы 2. Тематическое планирование 3. Планируемые результаты 4. Методическая литература, на основе которой была составлена программа 1. Пояснительная записка 1.1 Цели и задачи программы. Со времён Карла Юнга европейская практическая психология уделяет особое внимание такому методу, как песочная игротерапия. Было доказано, что разнообразные игровые занятия с песком способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей. Песочная игротерапия развивает психомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности малыша, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы. В последнее время эта методика стала востребованной в детских садах и активно применяется педагогами в работе с дошкольниками. По утверждению психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому- что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека непостижным образом часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы уже с раннего возраста ребенка начинать знакомить его с песком, помня о том, что есть прямая зависимость между развитием речи малыша и мелкой моторикой рук. Данный проект программы разработан для коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной игротерапии. Основная цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития. В соответствии с этой целью формируются задачи: *стабилизировать эмоциональное состояние ребенка; *вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и *возможности побыть самим собой; *формировать позитивное отношение к своему «Я»; *формировать позитивное отношение к сверстникам; *развивать навыки социального поведения; *совершенствовать умения и навыки практического общения, используя *вербальные и невербальные средства; *cпособствовать проявлению эмпатии; *развивать фантазию и образное мышление; *побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания; *использовать метод песочной терапии в диагностических целях. 1.2 Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала. В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение (игра в песочнице), способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях. В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие. Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф. В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей. Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний. Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений. Поэтому песочницу рекомендуется иметь в кабинете психолога. 1.3. Основные направления программы Инновационная дополнительная программа по песочной игротерапии расширяет и дополняет примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Игровая деятельность Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения; Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие; Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке. В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность. Эмоционально – волевое Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей: - снизить уровень нервно – психического напряжения; - способствовать возникновению положительных эмоций. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия; Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов; Развивать умение слушать и слышать друг друга. Сенсомоторное Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения; Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое; Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве); Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами. Развитие речи Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям: - развивать точность понимания речи; - способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания; - обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных; - используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок; - используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь; - пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями. 1.4. Основная идея программы Основная идея программы – используя игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций. Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на: *понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях; *формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона; *гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка. *песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира. 1.5. Сроки реализации программы Программа реализовывается в течение двух лет. Используется для работы с детьми младшей (от 3 до 4 лет) и средней (от 4 до 5 лет) групп. 1.6. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса Методы Наглядные методы включают в себя: *наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/ *наглядно - зрительные / дидактический материал /; *сенсорно - моторные / обследование /; *тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, *совместное выполнение, подражательное выполнение /; *формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /; *элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /. Словесные методы: *объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /; *указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /; *вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /; *пояснения, уточнения; Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки. Практические методы: *метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/; *игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /. Формы: Индивидуальные игры Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Групповые игры Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. 1.7. Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы. Уже на первом этапе можно узнать очень многое о ребёнке: • состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.); • уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.); • уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы); • сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам); • личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние). В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить: • уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий; • уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета); • эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость); • стиль семейных отношений (диалоги между героями); • уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера; • устойчивость и распределение внимания, работоспособность; • воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.). В конце занятия воспитатель выясняет следующие качества ребёнка: • уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца); • уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания; • умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность; • на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками. 2. Планируемые результаты Работа по теме «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста» позволяет достичь следующих результатов: *игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций; *дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни; *песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии); *игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления; *в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции; *в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций (особенно тактильной чувствительности); *игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях; *программа адресована педагогам дошкольных учреждений. 3.Методическая литература, на основе которой была составлена программа. 1.Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1996. 2.Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007. 3.Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006. 4.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 5.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2010. 6.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. 7. Каушкаль О.Н.,Чернышева И.Н., Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице» -М.: Центр педагогического образования, 2014. 8. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005. 9.Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005. 10.Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004. 11. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В.Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 12. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. Волгоград: «Учитель», 2008г. 13. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006. 14.Журнал «Обруч». Дошкольное образование, N 2, 1998 год, г. Москва. 15. Журнал «Дошкольная педагогика» N 1, 2007 год, г. Санкт- Петербург. 16.Журнал «Обруч».Дошкольное начальное образование, N 6, 1997 год, г. Москва. 17.Журнал «Дошкольное воспитание», N 10, 2007 год, Московская область, г. Мытищи. 18.Журнал «Обруч», N 5, 2005 г., г. Москва.