2023 2022
2 (220) 2023

Кочурова Л.А. ШАШКИ И ШАХМАТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-6.pdf

Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками.

В. Сухомлинский говорил: «Без шахмат и шашек нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти»

В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей и подготовки к школе. Раннее приобщение детей к развивающим играм воспитывает у них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм, таким как шашки и шахматы.

Использование интеллектуальных настольных игр в образовании имеет давнюю традицию. В наше время одними из интеллектуальных игр являются шашки и шахматы. Поэтому сегодня дети активно приобщаются к играм в шашки и шахматы. Это интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.

Мы разработали программу «Шашки и шахматы в детском саду». Процесс обучения проходит в интересной, ненавязчивой форме. Старшим дошкольникам интересны любопытные сведения из истории шахмат. Всегда с интересом ребята слушают различные легенды. Правила игры ребятам мы рассказываем в виде сказки, которую легко заучить. Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Когда ребята освоят необходимые правила, мы больше времени уделяем практике. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шашками или шахматами в дальнейшем. Воспитатели индивидуально занимаются обучением старших дошкольников играм в шашки и шахматы. Ежегодно в саду проходят шашечные турниры в группах, победители групповых турниров играют между собой для определения победителя детского сада.

К обучению дошкольников шахматной игре мы активно подключаем родителей. В этом помогают консультации: «Как играть с ребёнком в шахматы», «Развитие логического мышления с помощью шахмат». Игра в шашки и шахматы в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность. Играйте в шахматы и шашки со своими детьми! Это доставит им удовольствие! А главное, шашки и шахматы являются залогом отличного школьного обучения! Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Таким образом, работа по обучению игре в шашки помогла воспитателям, родителям и детям найти общие интересы, расширить кругозор. У нас есть к чему стремиться. Самое главное, появилось желание играть в шашки у тех детей, которые раньше не проявляли к ним никакого интереса! Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.

Литература:

1. «Обучение детей игре в шашки» Г. Давыдова, Г. М. Атоян, Справочник старшего воспитателя, №8, 2011 г.

2. «Шашки для детей» Погребной В. К. изд. 4-е. Ростов: Феникс 2013г.

3. «Знай и умей» Городецкий В. Б., 2015г.